«Светлая Оттепель» — это пространство эксперимента и новаторства, затронувшего все сферы жизни: от новой музыки и синкретического визуального искусства до кинематографа, световой архитектуры, дизайна выставочных и городских пространств, научных открытий и адаптации утопических идей русского авангарда к практике производства, освоения космоса и других прежде невиданных областей.
В противовес «Темной Оттепели» — весеннему эпизоду ЦИО, который показал искусство, вытесненное за пределы устоявшихся канонов официальной и неофициальной культуры, «Светлая Оттепель» обращается к культурному, научному и общественному феномену, «осветившему» и преобразившему повседневный и визуальный облик современности и мир советского человека. Магистральный сюжет проекта — история студенческого конструкторского бюро «Прометей», основанного в 1962 году при радиофакультете Казанского авиационного института и объединившего вокруг себя визионеров и первопроходцев медиа- и видео-арта со всего Советского Союза.
Идеей синтеза искусств проникнуты многие художественные практики и чаяния первой половины ХХ века — от живописи Василия Кандинского и экспериментов Соломона Никритина до музыки Александра Скрябина и изобретений Владимира Баранова-Россине, создателя оптофона. Но лишь в оттепельный период то, что прежде проходило по категории узконаправленного экспериментаторства, стало по-настоящему масштабным культурным феноменом: художники-изобретатели, оттолкнувшись от опытов прошлого, перевели утопию в жизнь, показав, что синтез искусств возможен и его роль простирается дальше формальных опытов модернизма.
Авторы «Светлой Оттепели» — Булат Галеев, Сергей Зорин, Вячеслав Колейчук и другие — ставили перед собой задачу преодолеть зрительскую скромность мира: занимаясь синтезом искусств, они стремились охватить весь спектр человеческой жизнедеятельности. Ученые создавали световые приборы и светомузыкальные машины, разрабатывали приборы визуальной релаксации для космонавтов и рабочих завода, писали работы наподобие труда «Техника дискотеки», в которых на весь Советский Союз давали рекомендации о том, как создавать интеллектуальный досуг, а также разрабатывали «периодическую систему искусств», пытаясь предсказать будущее художественных практик и человеческого восприятия искусства.
Насмотренность, космополитический подход к культуре, открытость новому и кропотливое создание дружеских и профессиональных сетей и сообществ — принципы, которым следовали первопроходцы кибернетического и синтетического искусства в СССР, сумевшие сплотить вокруг себя целую плеяду мировых интеллектуалов, вдохновленных технологической эстетикой и перспективами освоения космоса. Находясь одновременно на территории искусства и государственного заказа, «прометеевцы» и другие художники-изобретатели, создали уникальную культурную ситуацию, в которой была возможна, с одной стороны, переписка с мировыми героями современного искусства — Нам Джун Пайком, Карлхайнцем Штокхаузеном, Стеларком, Николя Шеффером, Роджером Малиной, Янисом Ксенакисом, а с другой — разработки по заказу Сергея Королева и официальное принятие космонавтов Алексея Леонова, Виталия Севастьянова и Валентины Терешковой в свои ряды.
«Светлая Оттепель» является своеобразной спекулятивной реконструкцией уникального Музея светомузыки, работавшего в 1970–1980-е годы в Казани, и объединяет участников первого фестиваля медиаискусства «Свет и музыка» (1966–1989). Выставка показывает, какую роль в становлении медиаискусства играли казанские художники Константин Васильев, Алексей Аникеенок, Надир Альмеев — «лирики», ставшие частью команды казанских «физиков», люди заряженные энергией «чистого»сотворчества и вряд ли в полной мере понимавшие, насколько прорывным было это время для отечественной культуры. Центр Вознесенского впервые в современной России представит работы окружения «прометеевцев» — изобретателя и создателя Оптического театра Сергея Зорина, кинетистов и оп-артистов Александра Григорьева и Вячеслава Колейчука и презентует неизданную музыку Станислава Крейчи, созданную на первом советском фотооптическом синтезаторе «АНС».
Экспозиционные залы приглашают совершить прогулку по нескольким уровням: начиная с казанского, спекулятивно восстановленного Музея светомузыки, продолжая общесоюзным изобретением медиаискусства и аудиовизуальных технологий, международной сетью контактов и знакомств, и заканчивая планетарным масштабом и разработкой космических технологий для астронавтов.
Анастасия Максимова, директор Фонда поддержки аудиовизуального искусства «Прометей» им. Булата Галеева: «Общая тенденция «Оттепели» в искусстве вызвала интерес к технологическим экспериментам, продолжившим традиции русского авангарда, и сотрудничеству между «физиками» и «лириками». В экспозиции основное внимание уделяется деятельности междисциплинарного коллектива СКБ «Прометей», ставшего своеобразным координационным центром для художников и инженеров, мечтавших об искусстве будущего. Светомузыка, по мнению технооптимистов Оттепели, воплощала синтез научного, технического и художественного и расширяла привычное восприятие пространства, города и космоса».
Булат Галеев (1940–2009) — философ, медиахудожник, специалист по теории и практике современного экспериментального искусства, доктор философских наук (1987), член-корреспондент Академии Наук Республики Татарстан (1995), руководитель коллектива СКБ «Прометей» (1965–2009).
Сергей Зорин (1944–2023) — писатель, изобретатель, художник. В 1963 году создал первый портативный инструмент светохудожника. В 1969 году основал «Оптический театр». С 1970 года — начальник первой в стране Лаборатории цветодинамических устройств. Участник группы «Движение» с 1969 года.
Вячеслав Колейчук (1941–2018) — один из пионеров кинетического искусства в России. Создатель самонапряженных и «самовозводящихся» конструкций, вантово-стержневых структур, невозможных фигур и самоколлажей, штриховых стереографий и установок светового формообразования, звучащих объектов и «гравицапы» для фильма «Кин-дза-дза!», Колейчук на протяжении всего своего творческого пути работал на стыке разных видов искусств.
Станислав Крейчи (1936–2021) — композитор и радиоинженер, один из пионеров российской электроакустической музыки. Преподаватель ЦЭАМ при Московской консерватории. Автор музыки к многочисленным театральным постановкам, радиоспектаклям, кинофильмам.
Александр Григорьев (1949–2025) — художник, член группы «Движение» с 1967 года. Совмещал в своем творчестве эксперименты с подвижной кинетической формой, работу с живописью и рельефами в стиле оп-арта, а также фотоколлажами. В составе группы «Движение» принимал участие в архитектурных и интерьерно-оформительских проектах, в кинетических играх — перформативных действиях в природных ландшафтах.
Константин Васильев (1942–1976) — русский художник, широко известный своими работами на темы вечных человеческих ценностей. В молодости много экспериментировал в стиле сюрреализма и абстракционизма. Участвовал как художник в создании первых в Казани цветомузыкальных концертов, рисовал эскизы к концертам, делал афиши, пригласительные билеты, создал картину «Прометей», портрет Скрябина, чем обеспечил дополнительную уникальность казанского феномена светомузыки.
Алексей Аникеенок (1925–1984) — представитель «неофициального» искусства Казани оттепельного периода, соединивший в своем творчестве яркие краски постимпрессионистов и искреннюю эмоциональность. С начала 1970-х место жительства и переключился на создание витражей. С 1982 года — член Союза художников СССР.
Надир Альмеев (род. 1946) — виртуозный график, один из ярких представителей авангарда второй волны, сформировавших в итоге лицо Казанского офорта второй половины XX века. Принимал участие во многих художественных проектах СКБ «Прометей».
Выставка организована совместно с Фондом развития аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» имени Булата Галеева и приурочена к 85-летию пионера в области медиа-арта в СССР, философа, руководителя СКБ и НИИ Экспериментальной эстетики «Прометей» Булату Галееву.
Москва
Центр Вознесенского. Большая Ордынка, 46/3.
Показать на карте
Уже есть билет
Восстановить или вернуть
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.