Каждую третью пятницу каждого месяца вход на выставку бесплатный.
Советская промграфика — уникальное направление, которое занимает особое место в пространстве между утилитарным искусством и художественным экспериментом. Этикетки, плакаты, знаки и логотипы, фирменные стили и графические системы были неотъемлемой частью визуальной реальности советского человека. Над их созданием трудились художники, стоящие у истоков прикладной графики в СССР и сумевшие прикладную дисциплину сделать частью большого художественного высказывания.
Роль Валерия Акопова в этом процессе сложно переоценить: он был символом профессионализма и сумел утвердить на советской почве студийный подход к графическому дизайну, который сочетал в себе прорывные открытия конструктивизма с функциональностью в духе своего времени. Собственно говоря, в начале 1980-х было сформулировано и само понятие: профессия — графический дизайнер. Созданные им графические системы служили маркером советских ценностей и эстетических ориентиров за рубежом и формировали визуальный язык повседневности внутри страны.
Центр Вознесенского рассматривает прикладной дизайн как часть культурного наследия и последовательно работает над его музеефикацией. Новая выставка станет очередной главой этого программного направления и расскажет об опытах Валерия Акопова, который разработал визуальную грамматику советского графического дизайна — от «Знак Государственного комитета по телевидению и радиовещанию СССР», созданного в 1967 году, до логотипа Большого театра, выполненного им в 1991 году. Проект проследит путь художника и дизайнера от раннего этапа, когда Акопов, будучи студентом Полиграфа, участвовал в создании графических объектов к Всемирной выставке в Брюсселе 1958 года, до создания им полноценных графических систем к Олимпиаде-80 и фирменного стиля внешнеторгового объединения «Проммашэкспорт», получившего гран-при в Брно.
Во время подготовки к Олимпиаде в Москве Акопов вместе с коллегами из Мастерской прикладной графики создали более 200 пиктограмм. Была разработана строгая графическая система справочной навигации. Акопов участвовал в утверждении визуальной стратегии проекта как член художественного совета. Даже знаменитая эмблема из пяти колец, созданная Владимиром Арсентьевым, была профессионально доработана Валерием Акоповым и Василием Дьяконовым: они отшлифовали композицию, сбалансировали форму и создали все графические варианты для медалей, официальных бланков и других материалов. Впоследствии графическая система дизайнера получила международное признание и была отмечена золотой медалью Биеннале прикладной графики в Брно в 1982 году.
Валерий Акопов (род. 1938) родился в Кисловодске. В конце 1950-х приехал в Москву и поступил в Московский полиграфический институт, а потом — в Мастерскую прикладной графики МОСХ РСФСР, центр советского графического дизайна, где художник проработал более 40 лет. Создал немало символов эпохи — «Знак Государственного комитета по телевидению и радиовещанию СССР» (1967), фирменные стили крупнейших театров и корпораций — от Большого театра до Госстраха. Участвовал в разработке пиктографической системы для навигации на Олимпиаде-80. С 1990-х преподавал в Строгановке. Заслуженный художник РФ, лауреат Государственной премии, участник международных биеннале, член Российской Академии художеств.
Ольга Варцева, директор Центра Вознесенского:
Валерий Акопов находится на стыке профессиональных интересов Центра Вознесенского, связанных с книжным кураторством: начав работать в годы Оттепели, которые мы изучаем в рамках проекта «Центр исследований Оттепели», он по сути стал основоположником советского графического дизайна. Эту сторону его работы мы рассматриваем с точки зрения наших многосерийных выставочных проектов, посвященных развитию искусства книги в России.
Москва
Центр Вознесенского. Большая Ордынка, 46/3.
Показать на карте
Уже есть билет
Восстановить или вернуть
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.