Купить билеты
Выставка «Темная Оттепель»

В Центре Вознесенского откроется новая выставка «Темная Оттепель» в рамках II сезона «Центра исследований Оттепели».

Искусство и культура 18+

18 февраля Центр Вознесенского запустит II сезон проекта «Центр исследований Оттепели» новой выставкой «Темная Оттепель», посвященной оборотной стороне советской культуры 1960-х годов.

Каждую третью пятницу каждого месяца вход на выставку — бесплатный.

Оттепель — эпоха культурного подъема в жизни страны, изнуренной историческими испытаниями предшествовавших десятилетий. Панельные новостройки, выросшие за считанные месяцы, преобразившийся город, вдохновивший Юрия Пименова, переполненные кафе и питейные заведения, очереди в кинотеатры, поиски нового языка в искусстве, книжный бум. Однако за этим мажорным оттепельным образом зарождается иная культура –– стихия Темной Оттепели, полная риска, мистических прозрений, безумных выходок и пограничных состояний.

Несмотря на попытки приписать эпохе торжество свободной личности, официальная Оттепель оставалась верна коллективистскому идеалу, который обрывал связи с широким культурным наследием и символическим измерением. Авторская индивидуальность в контексте Темной Оттепели была не столько целью, сколько инструментом для восстановления этого разрыва и одновременно лабораторией творческого эксперимента.

Герои выставки словно увидели мир в момент солнечного затмения: обнаружив себя блуждающими во тьме, они принялись будто через закопченное стекло вглядываться в закоулки города, кладбища и руины, гримасы случайных прохожих, игнорируя мажорную патетику современников. Александр Арефьев, Оскар Рабин, Шолом Шварц живописали маргиналии оттепельного бытия; Владимир Ковенацкий, Владимир Пятницкий, Алексей Смирнов фон Раух обнаруживали в обыденной действительности пространство метафизического междумирья, о природе которого могли лишь догадываться; Дмитрий Краснопевцев, Дмитрий Плавинский, Борис Свешников созерцали горизонт на границе жизни и смерти, а Наталья Прокуратова стремилась к чистому духовному прорыву, раскрывая в глубинах души скрытые творческие силы.

Новая выставка Центра Вознесенского познакомит зрителя с историческиим и эстетическиим контекстом «Темной Оттепели»: проявит специфический тёмный художественный взгляд на городские сумерки и метафорику литературы беспокойного присутствия. Экспозиционные залы приглашают совершить прогулку по ночным пустым улицам, заглянуть в рюмочную и небольшой склеп и даже приобщиться к духу горных восхождений, совершаемых далеко за пределами городского пейзажа.

На выставке будут представлены работы Александра Арефьева, Андрей Бабиченко, Николая Вечтомова, Владимира Ковенацкого, Дмитрия Краснопевцева, Алексея Паустовского, Дмитрия Плавинского, Натальи Прокуратовой, Владимира Пятницкого, Оскара Рабина, Сергея Романовича, Бориса Свешникова, Алексея Смирнова фон Рауха, Владимира Шагина и Шолома Шварца. 

Дмитрий Хворостов, куратор выставочных проектов Центра Вознесенского: 

«Представьте, что двигаетесь по улице, где еще несколько часов назад все расцветало красными флагами города, а сейчас — глубокий вечер, из освещения — только мерцающая лампа фонаря, вдоль улицы тянется угрюмый забор, дома смотрят на вас черными пустыми окнами. Вдруг в далеке задвигались тени, горят сигаретные огоньки, раздался глухой смех. Вы оглядываетесь, улица пустая — только вы и черное пятно группы людей впереди. Может быть, это друзья ваших соседей вышли покурить на улицу или работяги после сабантуя никак не разойдутся? А может быть, это группа аспирантов вышла на улицу после неформальной беседы с отцом советской школы медиевистики Ароном Гуревичем? С небольшим промедлением вы делаете шаг навстречу неизбежности и вдруг обнаруживаете себя на линогравюрах Владимира Ковенацкого, с предельной точностью изобразившего этот не поддающийся обычному глазу пейзаж. В его работах мы заглядываем в щель между мирами, однако по-прежнему чувствуем почву под ногами — темный и искрометный юмор художника. Мы будто открываем журнал “Крокодил”, изданный после Апокалипсиса. Темная Оттепель темна как этот грозящий катастрофой переулок. Но темна она и потому, что речь идет о вещах неявных, малопонятных. Мы погружаемся в густую ночь человеческой души, к источнику мирового хаоса, и приглашаем вас опуститься туда вместе с нами».

Иван Ярыгин, куратор:

«Несмотря на яркое единообразие, к которому стремились визионеры новой культуры, Оттепель была вдохновлена очень разными источниками и была исключительно пористым временем, где могли сосуществовать разные представления о действительности. Наряду с новой молодежью, шумно и дерзко утверждавшей свою витальность в жизни и искусстве, можно было встретить множество исчезающих пестрых типажей прошлого. Так, Андрей Вознесенский — один из главных оттепельных поэтов — в своем сближении с Борисом Пастернаком чувствовал, что перенял эстафету Серебряного века. Многое Оттепель в себе синтезировала, многое оставила непроявленным — в частности духовное дерзновение, не нашедшее места в материалистической повестке дня. Но «Тёмная Оттепель» — сложное явление, в котором можно обнаружить не только формалистские художественные опыты начала века, но и продолжение традиции метафизического авантюризма более ранней эпохи романтизма».

Татьяна Сохарева, куратор:

«Сумерки тревожат, вселяют беспокойство, проявляют в подступающей мгле явления, неотрефлексированные, нестабильные, слишком странные для “дневного” поля культуры. Этот образ глубоко символичен как для русской литературы и визуального искусства, так и для области “темных” исследований. Темная Оттепель — это пространство недосказанности, манифестирующее свою промежуточность и двойственность. Оно равноудалено от фасада официальной культуры с ее духоподъемными настроениями и бодрой стилистикой и от проблематики, с которым имеет дело художественное подполье. В фокусе нашего проекта оказались темные города, явившиеся будто с полотен Джорджо Де Кирико, сумеречная зона неофициального искусства — живопись и графика “Ордена нищенствующих живописцев” и лианозовцев, поэзия и проза, служащая точкой входа в ночь: от готической новеллы в ее гоголевском изводе до хулиганских откровений романов Мамлеева». 

Исторический контекст 

1960-е отпечатались в истории советской культуры мажорным образом периода Оттепели, который сегодня занимает важное место в эстетическом словаре современной России и хорошо изучен. Кинематограф, дизайн, театр, литература часто обращаются к Оттепели как к культурно-историческому феномену с богатым визуальным языком, идеалистическими и сентиментальными образами мира и человека. Вместе с тем, гомогенный эстетический канон не описывал всей пёстрой реальности эпохи, в результате чего в столицах начали возникать неформальные художественные объединения.

Развитие индустрии вечернего досуга и ночных заведений были одним из факторов сближения художников. В сумрачном антураже рюмочных или барачных переферийных районов — но главным образом в появлявшихся у некоторых молодых людей отдельных квартирах — постепенно начали формироваться кружки неофициального искусства и литературы, среди которых Лианозовская школа, Южинский кружок, «Орден нищенствующих живописцев» (ОНЖ) и многие другие. 

Другим знаковым феноменом времени стало специальное хранение — особый отдел в библиотеках, где в советские времена можно было встретить неочевидные издания, недоступные для широкой публики. Православные святоотеческие труды, средневековые европейские алхимические сборники, восточная философия, дореволюционная отечественная поэзия и художественная литература, не переиздовавшиеся на тот момент в СССР, — все это можно было обнаружить на полках специального хранения. Спецхран — преимущественно столичное явление — был не только источником редких академических знаний, но и центром притяжения и местом знакомств очень разных интеллектуалов, заинтересованных в вопросах философии, религии, искусства и многих других дисциплин.

Выставка «Темная Оттепель» предлагает заглянуть в советское подполье — туда, где облако едкого табачного дыма, зависшее в воздухе, делает фигуры собеседников трудно различимыми и таинственными, а парадоксальные беседы сбивают с толка и уводят прочь от привычного рационального мышления.

Параллельная программа

В рамках публичной программы к выставке пройдут лекции, посвященные городским сумеречным пейзажам XIX–XX веков, некрореализму и метафизическому реализму Мамлеева, искусству от Ренессанса до Натальи Прокуратовой, традиции мистического детектива и влиянию российского религиозного ренессанса на нонконформизм 1960-х, уикенд художника Алексея Смирнова фон Рауха, а также киноцикл «Темная Оттепель в советском кино». Подробное расписание событий будет доступно на сайте и в соцсетях Центра Вознесенского совсем скоро. 

Работы и материалы для выставки предоставляют: Аркадий Агапкин, Александр Андрущенко, Константин Макаревич, Денис Химиляйне, Дмитрий Шагин, архив Сергея Жигалкина, архивы семей Владимира Ковенацкого, Дмитрия Плавинского, Владимира Пятницкого, Алексея Смирнова фон Рауха, галерея «Веллум», музей AZ, KGallery, фонд искусств Prometheus и Q-ART Gallery.

Центр исследований Оттепели (ЦИО) — платформа, объединяющая историков, культурологов, кураторов и специалистов из разных областей знания, занимающихся исследованиями периода советской культуры, который принято называть Оттепелью. ЦИО ведет выставочную, издательскую и образовательную деятельность, направленную на изучение новых и малоизвестных сюжетов 1950–1960-х годов ХХ века. ЦИО запущен Центром Вознесенского в 2022 году. 

Первый проект ЦИО —  выставка-конструктор, состоящая из последовательно сменяющихся эпизодов, которые презентовали направления деятельности и первые результаты работы центра. Экспозиция исследовала сюжеты, оставшиеся за скобками ее упрощенного описания, размышляла о пост- и контроттепельных сюжетах. Первый сезон проекта прошел в 2022–2023 годах. 

Центр Вознесенского — частная институция, рассматривающая современную культуру через текстуальные практики: от экспериментальной поэзии до бытования слова в искусстве, театре и кино. В Центре проходят выставки, лекции, музыкальные вечера, проводятся кинопоказы, презентации книг и встречи с авторами. Центр Вознесенского открылся 12 мая 2018 года и располагается в здании бывшей усадьбы штабс-капитана Демидова, памятнике архитектуры начала XIX века.

Поделиться:

Через 18 дней
18 февраля 13:00 — 25 мая 21:00

Москва
Центр Вознесенского. Большая Ордынка, 46/3.
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить или вернуть

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

По номеру с вами свяжется организатор

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов