Зарегистрироваться
Выставка «Смирительная рубашка. Инсталляция каталогов студии ДЭЗ №5»

30 ноября в Центре Вознесенского открывается новая выставка «Смирительная рубашка. Инсталляция каталогов студии ДЭЗ №5».

Искусство и культура 16+

В Центре Вознесенского открывается третья часть многосерийного выставочного проекта «Актуальная книжная графика» — выставка «Смирительная рубашка. Инсталляция каталогов студии ДЭЗ №5». В центре выставки — 30 книг ДЭЗ №5 на 30 стойках. Каждая из представленных работ — это самостоятельное высказывание дизайнеров, кураторов и художников.  

Детская художественная студия ДЭЗ №5 создана в 1986 году группой московских архитекторов и художников. Работа студии строится на основаниях тематической определенности, технологической целесообразности, антиэйджизма (равноправия детского и взрослого искусства), выставочной направленности. За время существования студии выставки и специальные проекты были показаны в крупнейших экспозиционных пространствах и музеях — Государственном центре современного искусства и Государственной Третьяковской галерее, Политехе и его Открытой коллекции, в центре дизайна ArtPlay и проекте «Арт-Ангар» на Соловках, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства и в Музее космонавтики в Калуге, в музее ПЕРММ и Музейном центре «Площадь Мира» в Красноярске, ВЦ «Рабочий и колхозница» и других. Каждый год в студии работают 40–60 человек, включая детей, художников-преподавателей и ассистентов. Помимо работы в Москве в помещении клуба «Дом», ДЭЗ №5 проводит мастерские и мастер-классы во многих городах России и за рубежом. 

Михаил Лабазов, архитектор, один из руководителей студии ДЭЗ №5:

«Каждая выставка студии — это каталог, а каждый каталог — это пример сотворчества: ответ дизайнера на заявленную тему, с которой работали дети. При подключении к проекту дизайнеров, фотографов, переводчиков, редакторов и принт-менеджеров, которые работали над изданием, книга представляет новую историю и предлагает новую логику репрезентации события. Ее архитектура и полиграфическое исполнение начинают играть такое же значение, как иллюстративный и текстовый материал». 

Каталог «сворачивает» выставку или иное событие, которому он посвящен, — вне зависимости от темы или масштаба — в емкую единицу. Книга таким образом становится более мобильной версией экспозиции — таким же материальным артефактом, с тем же названием, только более гибким за счет полиграфической природы. Именно такой подход демонстрирует творческая лаборатория ДЭЗ №5, которая за более чем 30 лет своего существования создала нечто ни на что не похожее в истории графического и книжного дизайна. 

Книги ДЭЗ №5 служат своего рода летописью проекта — альбомом воспоминаний, который потом практически невозможно найти в открытом доступе: они печатаются для людей, причастных к выставке, и редко выходят в публичное поле. Фактически это единственный источник, реконструирующий историю студии ДЭЗ №5, у которой нет ни страницы в «Википедии», ни сайта, ни социальных сетей. Во многом именно такая тиражная логика распределения изданий среди участников и порождает двойственную ситуацию: с одной стороны, никто ни разу не видел все книги студии в одном месте, с другой — назревает потребность «смирить» и унифицировать в экспозиции буйство дизайнеров, которых кураторы намеренно не ограничивают в художественных решениях.  

«Смирительная рубашка» — книжный термин («рубашка» и сhemise binding), который восходит к французскому средневековому обозначению самодельной предшественницы суперобложки из ткани или кожи. В контексте выставки в Центре Вознесенского «рубашкой» выступает и типовая суперобложка из картона, созданная ДЭЗ №5. Она накидывается поверх издания, во многом определяя его дизайн. 

История, зафиксированная в книгах на выставке, в итоге становится еще одной «рубашкой», но уже для всего ДЭЗ’а. Она проявляется вынесенными на стену колофонами, цитатами, темами, с которыми работают дизайнеры, придумывая оформление, а также выдержками из обсуждений изданных книг ДЭЗ №5 с дизайнером и искусствоведом Владимиром Кричевским. 

«Актуальная графика» — многосерийный выставочный проект Центра Вознесенского, посвященный развитию искусства книги в России. Участники проекта —  современные отечественные дизайнеры, студии, бюро и издательства. Проект был запущен в сентябре 2023 года выставкой «Книжная архитектура», созданной совместно с дизайн-студией ABCdesign. Второй выставкой в серии стала экспозиция «Раздизайн и Прототека», созданная совместно с проектным бюро «Раздизайн». Третья экспозиция — история детской художественной студии ДЭЗ №5 — важна как опыт фиксации своей истории в тиражных книгах, который вновь играет для цивилизации значимую роль.

Куратор проекта: Кирилл Маевский.

Поделиться:

Сейчас
30 ноября 2024 13:00 — 29 января 2025 21:00

Москва
Центр Вознесенского, Большая Ордынка, 46/3.
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов