Выставка реконструирует modus vivendi знаковых фигур, действовавших внутри советской культуры 1930-1950-х, осознавших свою роль в искусстве как христианскую миссию и создавших очаг культурного авангарда, спрятанного под покровом советского официоза. Герои выставки реализовали себя в разных областях культуры, сформировав эмбрион нового христианского искусства, прошедшего горнило бытийных испытаний, но открытого научной, философской мысли «атомного века». Все они вместе и каждый по отдельности являлись частью сообществ единомышленников, чувствовавших ответственность за артикуляцию христианских идей, передачу культурной традиции, вынужденно оказавшейся в подполье.
Отчасти следуя духу Первого Авангарда, отчасти переписывая его «заветы», герои выставки сформировали особую эстетическую и культурную автономию, прежде никак не выделявшуюся в искусствоведении. Исследовательская задача проекта — обозначить контуры этого явления и артикулировать духовно-исторический контекст, в котором (и благодаря которому) развивалось христоцентричное искусство середины ХХ века.
Об экспозиции
Выставка предлагает зрителю вообразить музей, посвященный христианскому искусству в советской России. Экспозиция разделена на три тематические зоны: пространство книги, пространство образа и пространство музыки. Каждая зона сформирована вокруг одного или нескольких героев, предъявивших свой взгляд на новозаветное основание и миссию искусства. За пространство книги отвечают: литературовед, священник и археолог Сергей Дурылин, художник книги Владимир Фаворский и поэт Борис Пастернак. Пространство образа представляет галерею работ художника-визионера Евгения Спасского. Пространство музыки — аудиоинсталляция, посвященная творчеству пианистки и педагога Марии Юдиной.
Экспонатами выставки стали произведения ее героев: книги, рукописи, картины, графические листы, архивные записи. Специально для проекта художник Семен Галинов создал серию живописных работ. Также в экспозиции присутствуют исторические документы, дополненные или измененные художественным образом.
Роман Багдасаров, куратор выставки:
Художественные методы Пастернака, Юдиной и Спасского эквивалентны, хотя применялись в разных областях. Все трое в своем творчестве руководствовались новозаветным откровением. В романе Пастернака «Доктор Живаго» оно буквально совмещено с авторским текстом через приемы палимпсеста и контрапункта. Сходную проблему решала Юдина, занимаясь эквиритмическим переводом «Песен Шуберта» или прочитывая музыку Баха как синестетическую словесно-цветовую структуру, воспроизводящую Евангельское Слово. В трактовке христианской образности Спасский опирается на идею музыкального энигматического канона, представление о теле человека как о нерукотворном храме. Юдина и Пастернак напрямую сотрудничали в эквиритмике. Ряд христианских образов Пастернака обнаруживается у Спасского, и наоборот. Для всех героев выставки важную роль сыграло знакомство с эстетическими установками Шеллинга и Соловьева, натурфилософской парадигмой искусства, характерной для Ренессанса.
Роман Багдасаров — историк, обозреватель журнала «Наука и религия». Автор книг и статей по истории христианской символики, иконографии, религиозной живописи. Участник арт-проектов «deisis. Предстояние», «Движения души», «Россия для всех», «Союз нерушимый», «Ноев Ковчег» и др.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.