С 1 ноября Центр Вознесенского открывает новый выставочно-исследовательский проект «Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.», посвященный феномену христоцентричного искусства в контексте атеистической политики СССР. Кураторы выставки: религиовед и культуролог Роман Багдасаров, куратор и художник Дмитрий Хворостов.
Выставка реконструирует modus vivendi знаковых фигур, действовавших внутри советской культуры 1930-1950-х, осознавших свою роль в искусстве как христианскую миссию и создавших очаг культурного авангарда, спрятанного под покровом советского официоза. Герои выставки реализовали себя в разных областях культуры, сформировав эмбрион нового христианского искусства, прошедшего горнило бытийных испытаний, но открытого научной, философской мысли «атомного века». Все они вместе и каждый по отдельности являлись частью сообществ единомышленников, чувствовавших ответственность за артикуляцию христианских идей, передачу культурной традиции, вынужденно оказавшейся в подполье.
Отчасти следуя духу Первого Авангарда, отчасти переписывая его «заветы», герои выставки сформировали особую эстетическую и культурную автономию, прежде никак не выделявшуюся в искусствоведении. Исследовательская задача проекта — обозначить контуры этого явления и артикулировать духовно-исторический контекст, в котором (и благодаря которому) развивалось христоцентричное искусство середины ХХ века.
Об экспозиции
Выставка предлагает зрителю вообразить музей, посвященный христианскому искусству в советской России. Экспозиция разделена на три тематические зоны: пространство книги, пространство образа и пространство музыки. Каждая зона сформирована вокруг одного или нескольких героев, предъявивших свой взгляд на новозаветное основание и миссию искусства. За пространство книги отвечают: литературовед, священник и археолог Сергей Дурылин, художник книги Владимир Фаворский и поэт Борис Пастернак. Пространство образа представляет галерею работ художника-визионера Евгения Спасского. Пространство музыки — аудиоинсталляция, посвященная творчеству пианистки и педагога Марии Юдиной.
Экспонатами выставки стали произведения ее героев: книги, рукописи, картины, графические листы, архивные записи. Специально для проекта художник Семен Галинов создал серию живописных работ. Также в экспозиции присутствуют исторические документы, дополненные или измененные художественным образом.
Роман Багдасаров, куратор выставки:
Художественные методы Пастернака, Юдиной и Спасского эквивалентны, хотя применялись в разных областях. Все трое в своем творчестве руководствовались новозаветным откровением. В романе Пастернака «Доктор Живаго» оно буквально совмещено с авторским текстом через приемы палимпсеста и контрапункта. Сходную проблему решала Юдина, занимаясь эквиритмическим переводом «Песен Шуберта» или прочитывая музыку Баха как синестетическую словесно-цветовую структуру, воспроизводящую Евангельское Слово. В трактовке христианской образности Спасский опирается на идею музыкального энигматического канона, представление о теле человека как о нерукотворном храме. Юдина и Пастернак напрямую сотрудничали в эквиритмике. Ряд христианских образов Пастернака обнаруживается у Спасского, и наоборот. Для всех героев выставки важную роль сыграло знакомство с эстетическими установками Шеллинга и Соловьева, натурфилософской парадигмой искусства, характерной для Ренессанса.
Дмитрий Хворостов, куратор выставки:
Наша выставка отчасти наследует оттепельным исследованиям, которые более 2-х лет ведутся кураторами Центра Вознесенского в рамках «Центра исследований Оттепели». Однако образ «другой» Оттепели, который возникает в творчестве героев нашего сегодняшнего проекта, так и не состоялся, был отброшен и забыт. Можно говорить об альтернативной Оттепели, в которой дух прогрессизма был бы уравновешен христианским (шире — религиозным/духовным) миропониманием.
Важно подчеркнуть, что феномен христоцентричного искусства предоттепельного периода далеко не ограничивается кругом героев нашей сегодняшней выставки. Мы чертим нашим проектом лишь некоторый контур возможного большого исследовательского проекта, который мог бы равноценно представить искусство широкого круга авторов, работавших в это время и исповедовавших христианский взгляд на природу и задачи искусства. В ходе работы над проектом мы вывели формулу «Советское христианское…», к которой можно добавлять разные слова, (например, «искусство») и которая удерживает противоречия и парадоксы культуры и в каком-то смысле их разрешает.
Роман Багдасаров — историк, обозреватель журнала «Наука и религия». Автор книг и статей по истории христианской символике, иконографии, религиозной живописи. Участник арт-проектов «deisis. Предстояние», «Движения души», «Россия для всех», «Союз нерушимый», «Ноев Ковчег» и др.
Дмитрий Хворостов — художник и куратор выставочной программы Центра Вознесенского. Избранные кураторские проекты: «Вознесенский. ЕЩЕ», «Центр Исследований Оттепели», «Грезы о молоке», «Закрытая рыбная выставка», «Кита».
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.