Кураторская экскурсия по выставке «Вознесенский. ЕЩЁ» к 90-летию поэта

В четверг, 4 мая, в Центре Вознесенского пройдет кураторская экскурсия по экспозиции новой выставки «Вознесенский. ЕЩЁ» к 90-летию поэта.

Искусство и культура 0+

До 27 июля в Центре Вознесенского открыта выставка «Вознесенский. ЕЩЁ», посвящённая 90-летию Андрея Вознесенского. Проект опирается на обширные архивные и художественные материалы и предлагает впервые посмотреть на Андрея Вознесенского как на художника поп-арта. В экспозиции представлены уникальные видеомы (визуальные поэтические работы, созданные им в 1990-е годы), реконструкции художественных инсталляций Вознесенского, а также редкие документы и экспонаты из личного архива.

Андрей Вознесенский — один из известнейших поэтов СССР. По образованию — архитектор из МАРХИ, по гражданской позиции — шестидесятник, читавший свои дерзкие стихи огромной аудитории Политехнического музея и Триумфальной площади возле памятника Маяковскому. Его творчество олицетворяет эпоху Оттепели и воплощает свободу художественной мысли, талантливое смелое новаторство.

Поэт всегда относился с большим вниманием к оформлению своих публикаций, самостоятельно создавал иллюстрации, нередко макетировал свои книги. Его ранние акварельные рисунки, архитектурные и околоархитектурные проекты позволяют убедительно показать его художественный талант и специфический интерес к визуальным искусствам.

Центр Вознесенского впервые предлагает рассматривать художественные работы поэта в рамках традиции поп-арта. Помимо прямых связей с ключевыми художниками этого направления в искусстве — Робертом Раушенбергом, Эдуардо Паолоцци — и совместных работ с ними, Вознесенский разделял главные принципы поп-арта: интерес к массовой культуре и её критике, работа с медиа, обращение к культурным героям современности; стремился к эмблематичности в своих работах, поддерживал высокую степень публичности, был советской и постсоветской поп-звездой.

Большую часть выставки занимает визуальная поэзия Вознесенского, созданная им в течение 1990-х годов — такого же важного для его творчества периода, как и 1960-е. Впервые зритель может посмотреть на эскизы к знаменитым видеомам и многочисленные рисунки поэта, впоследствии ставшие иллюстрациями к его публикациям. Сам он считал эти работы не менее важными, чем стихи.

Андрей Вознесенский: 

«Все говорят, что моя поэзия очень визуальна и метафорична. Есть идеологическое инакомыслие, которое ещё могло пройти, если поменять конец или что-то изменить. Художественное же инакомыслие воспринималось всегда в штыки. В качестве образца такого новаторства называли поэму «Мастера», стихотворение «Я — Гойя». Все это было связано с живописью. Изобразительный образ шел параллельно поэтическому. А когда появились видеомы, это стало своего рода концентрацией поэтического. Поэтому в видеомах фигурируют поэты: Ахматова, Есенин, Маяковский, Мандельштам. Это попытка метафорически, изобразительно прочесть поэта».

«Визуальность близка новой сегодняшней поэзии. Новая поэзия, подтверждая тезис Жака Деррида, децентрализуется. Искусство — священные черепки, черепки будущего. Несколько лет назад, когда трещины ещё не трещали, а лишь угадывались, я начал рисовать видеомы, и лишь потом я понял, что это осколки, черепки смысла и распадающейся цивилизации».

Отдельной главой выставки являются архитектурные и скульптурные проекты Вознесенского. Это, например, известная многим москвичам масштабная стела «Дружба навеки» на Тишинской площади, которую скульптор Зураб Церетели создал по концепции Андрея Вознесенского. Кроме неё в экспозиции появится реконструкция публичной скульптуры Вознесенского «Россия Воскресе» — огромного земного шара, вытянутого в форме яйца, — которая была установлена им в Брюсовом переулке в 1993 году.

Выставка продолжает исследование архива Андрея Вознесенского, начатое весной 2022 года, и становится важной вехой в его изучении. В планах Центра Вознесенского полностью оцифровать все материалы и дать возможность молодым исследователям работать с оригинальными документами напрямую. 

Поделиться:

329 дней назад
4 мая 2023 19:30–21:00

Москва
Большая Ордынка, 46, стр. 3
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить или вернуть

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов