До 27 июля в Центре Вознесенского открыта выставка «Вознесенский. ЕЩЁ», посвящённая 90-летию Андрея Вознесенского. Проект опирается на обширные архивные и художественные материалы и предлагает впервые посмотреть на Андрея Вознесенского как на художника поп-арта. В экспозиции представлены уникальные видеомы (визуальные поэтические работы, созданные им в 1990-е годы), реконструкции художественных инсталляций Вознесенского, а также редкие документы и экспонаты из личного архива.
Андрей Вознесенский — один из известнейших поэтов СССР. По образованию — архитектор из МАРХИ, по гражданской позиции — шестидесятник, читавший свои дерзкие стихи огромной аудитории Политехнического музея и Триумфальной площади возле памятника Маяковскому. Его творчество олицетворяет эпоху Оттепели и воплощает свободу художественной мысли, талантливое смелое новаторство.
Поэт всегда относился с большим вниманием к оформлению своих публикаций, самостоятельно создавал иллюстрации, нередко макетировал свои книги. Его ранние акварельные рисунки, архитектурные и околоархитектурные проекты позволяют убедительно показать его художественный талант и специфический интерес к визуальным искусствам.
Центр Вознесенского впервые предлагает рассматривать художественные работы поэта в рамках традиции поп-арта. Помимо прямых связей с ключевыми художниками этого направления в искусстве — Робертом Раушенбергом, Эдуардо Паолоцци — и совместных работ с ними, Вознесенский разделял главные принципы поп-арта: интерес к массовой культуре и её критике, работа с медиа, обращение к культурным героям современности; стремился к эмблематичности в своих работах, поддерживал высокую степень публичности, был советской и постсоветской поп-звездой.
Большую часть выставки занимает визуальная поэзия Вознесенского, созданная им в течение 1990-х годов — такого же важного для его творчества периода, как и 1960-е. Впервые зритель может посмотреть на эскизы к знаменитым видеомам и многочисленные рисунки поэта, впоследствии ставшие иллюстрациями к его публикациям. Сам он считал эти работы не менее важными, чем стихи.
Андрей Вознесенский:
«Все говорят, что моя поэзия очень визуальна и метафорична. Есть идеологическое инакомыслие, которое ещё могло пройти, если поменять конец или что-то изменить. Художественное же инакомыслие воспринималось всегда в штыки. В качестве образца такого новаторства называли поэму «Мастера», стихотворение «Я — Гойя». Все это было связано с живописью. Изобразительный образ шел параллельно поэтическому. А когда появились видеомы, это стало своего рода концентрацией поэтического. Поэтому в видеомах фигурируют поэты: Ахматова, Есенин, Маяковский, Мандельштам. Это попытка метафорически, изобразительно прочесть поэта».
«Визуальность близка новой сегодняшней поэзии. Новая поэзия, подтверждая тезис Жака Деррида, децентрализуется. Искусство — священные черепки, черепки будущего. Несколько лет назад, когда трещины ещё не трещали, а лишь угадывались, я начал рисовать видеомы, и лишь потом я понял, что это осколки, черепки смысла и распадающейся цивилизации».
Отдельной главой выставки являются архитектурные и скульптурные проекты Вознесенского. Это, например, известная многим москвичам масштабная стела «Дружба навеки» на Тишинской площади, которую скульптор Зураб Церетели создал по концепции Андрея Вознесенского. Кроме неё в экспозиции появится реконструкция публичной скульптуры Вознесенского «Россия Воскресе» — огромного земного шара, вытянутого в форме яйца, — которая была установлена им в Брюсовом переулке в 1993 году.
Выставка продолжает исследование архива Андрея Вознесенского, начатое весной 2022 года, и становится важной вехой в его изучении. В планах Центра Вознесенского полностью оцифровать все материалы и дать возможность молодым исследователям работать с оригинальными документами напрямую.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.