Новый, финальный эпизод выставки «Центр исследований Оттепели» завершает первый сезон книжного проекта-конструктора, запущенного Центром Вознесенского в 2022 году. Экспозиция открывается проектом «Дядя Боря Крейсер», представляющим работы Бориса Крейцера, художника книги и дизайнера-универсала из Санкт-Петербурга, и продолжается выставкой «В поисках удивлений», визуальным дневником путешествий Мая Митурича, художника, писателя и иллюстратора детских книг.
«”Дядя Боря Крейсер”. Выставка работ художника книги и дизайнера-универсала Петербурга Б.Г. Крейцера».
Куратор: Георгий Ратьковский
В первом зале Центра Вознесенского куратор Георгий Ратьковский представляет книжно-плакатную выставку графика, иллюстратора и дизайнера Бориса Генриховича Крейцера (1905–1979). Его работы хранятся в Третьяковской галерее и в Русском музее, а книги с его иллюстрациями есть у многих дома — среди них «Гаргантюа и Пантагрюэль» в детской адаптации Николая Заболоцкого, «Хочу все знать», «Глобус» и многие другие. Больше всего Крейцер известен в качестве художника книги, но кроме этого, успешно проявил себя в плакате, фарфоре, занимался промграфикой, хотя по образованию был архитектором. На выставке в Центре Вознесенского будут показаны работы, созданные Крейцером в 1920-е годы, книги, иллюстрированные художником в 1960-е и другие архивные материалы. Название выставки обусловлено цитатой: именно так, дядей Борей Крейсером, называл графика сын его коллеги, художника Бориса Смирнова, в детстве.
Георгий Ратьковский, куратор выставки:
Борис Крейцер — петербургский интеллигент, уникальная личность, один из немногих представителей двух Авангардов: и Оттепели, и эпохи революционного натиска 1920-30-х. Он один из ключевых художников книги 1960-х, оформивший более сотни разных работ: детских и театральных книг, прозы, поэзии, сборников о кино и в целом об искусстве. Он никогда не ограничивался одним жанром, использовал свой уникальный графический язык. Свой путь художника книги он начал в «Детгизе» в 1920-е под руководством Владимира Лебедева. Опыт «Детгиза» отразился и на его работах 60-х годов. Они отличаются неутомимостью, устремлением к четкости, яркостью высказывания, фантазийностью, остротой, контрастностью.
Георгий Ратьковский — дизайнер, соавтор книги Владимира Кричевского «Графические знаки Оттепели», исследователь творчества Бориса Крейцера.
«Май Митурич. В поисках удивлений».
Куратор: ЦИО
В другом зале – камерный проект, представляющий графические листы и путевые дневники Мая Петровича Митурича. В шестидесятые годы Митурич много путешествовал со своими друзьями и коллегами: художником Иваном Бруни и писателем Геннадием Снегиревым. Тува, Камчатка, Сахалин, Саяны, Енисей, Командорские острова — где бы он ни оказывался, он внимательно вглядывался в быт и природу и фиксировал это в своих заметках и дневниках. Наблюдения, сделанные в путешествии, часто ложились в основу его ныне знаменитых книжных иллюстраций: так, его литографии с эвкалиптовыми и банановыми рощами впоследствии стали тропиками на страницах «Маугли». Выставка приглашает проследить за тем, как художник работает режиссером монтажа – отбирает и упорядочивает свои наброски, решая, каким из них предстоит стать литографией или иллюстрацией. В этом зале практически нет цвета — это редкая встреча с графическим наследием Митурича. В экспозиции — путевые блокноты-скетчбуки, артефакты из путешествий, шелкография и рисунки тушью, а также фотографии и воспоминания самого Митурича и его дочери Веры Хлебниковой.
Экспозиция — приквел выставки «О-картинки. Детская иллюстрированная книга Оттепели», которую до 5 марта еще можно увидеть в Центре Вознесенского. В рамках этой экспозиции представлены цветные работы Мая Митурича из детских книг 1960-х, разительно отличающиеся от графических листов из грядущей выставки.
В последнем зале ЦИО также остается архив писательницы и художницы Ирины Пивоваровой, автора повестей «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 „А“», «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», «Старичок в клетчатых брюках» и многих других. В советское время по стихотворениям Пивоваровой были сняты мультфильмы «Жирафа и очки», «Одна лошадка белая», она же написала сценарий мультфильмов «Бим, Бам, Бом и волк», «Жирафа и очки». Выставка объединяет частные документы, рукописи и рисунки Ирины, а также работы Виктора Пивоварова, художника детской книги и представителя «московского концептуализма», создавшего иллюстрации для нескольких сборников писательницы. Архив впервые показывается публично.
Подробности о первых эпизодах проекта
Центр исследований Оттепели (ЦИО) — платформа, объединяющая историков, культурологов, кураторов и специалистов из разных областей знания, занимающихся исследованиями периода советской культуры, который принято называть Оттепелью. В планах ЦИО — выставочная, издательская и образовательная деятельность, направленная на изучение новых и малоизвестных сюжетов 50–60-х годов ХХ века. ЦИО запущен Центром Вознесенского в 2022 году.
Первый проект ЦИО — выставка, состоящая из последовательно сменяющихся эпизодов, которые презентуют направления деятельности и первые результаты работы центра. Экспозиция исследует сюжеты, оставшиеся за скобками ее упрощенного описания, размышляет о пост- и контроттепельных сюжетах.
Если Вы профессионально занимаетесь дизайном, Центр Вознесенского будет рад организовать Вам специальную кураторскую экскурсию по экспозиции. Для этого напишите по адресу: pr@aav.center.
В рамках выставки в Центре Вознесенского проходит сопроводительная программа, среди событий: лекции, кураторские экскурсии и многое другое. Подробное расписание событий — на сайте ЦВ.
Работы и материалы для выставки предоставляют: Музей истории ГУЛАГа, Галеев-Галерея, а также частные коллекции Василия Полякова, Георгия Ратьковского, Веры Митурич-Хлебниковой, Павла Пепперштейна.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.