Выставки «Дядя Боря Крейсер» и «Май Митурич. В поисках удивлений»

7 марта в 19:00 в Центре Вознесенского открываются две новые экспозиции «”Дядя Боря Крейсер”. Выставка работ художника книги и дизайнера-универсала Петербурга Б.Г. Крейцера» и «Май Митурич. В поисках удивлений».

Искусство и культура 0+

Новый, финальный эпизод выставки «Центр исследований Оттепели» завершает первый сезон книжного проекта-конструктора, запущенного Центром Вознесенского в 2022 году. Экспозиция открывается проектом «Дядя Боря Крейсер», представляющим работы Бориса Крейцера, художника книги и дизайнера-универсала из Санкт-Петербурга, и продолжается выставкой «В поисках удивлений», визуальным дневником путешествий Мая Митурича, художника, писателя и иллюстратора детских книг. 

«”Дядя Боря Крейсер”. Выставка работ художника книги и дизайнера-универсала Петербурга Б.Г. Крейцера».
Куратор: Георгий Ратьковский

В первом зале Центра Вознесенского куратор Георгий Ратьковский представляет книжно-плакатную выставку графика, иллюстратора и дизайнера Бориса Генриховича Крейцера (1905–1979). Его работы хранятся в Третьяковской галерее и в Русском музее, а книги с его иллюстрациями есть у многих дома среди них «Гаргантюа и Пантагрюэль» в детской адаптации Николая Заболоцкого, «Хочу все знать», «Глобус» и многие другие. Больше всего Крейцер известен в качестве художника книги, но кроме этого, успешно проявил себя в плакате, фарфоре, занимался промграфикой, хотя по образованию был архитектором. На выставке в Центре Вознесенского будут показаны работы, созданные Крейцером в 1920-е годы, книги, иллюстрированные художником в 1960-е и другие архивные материалы. Название выставки обусловлено цитатой: именно так, дядей Борей Крейсером, называл графика сын его коллеги, художника Бориса Смирнова, в детстве. 

Георгий Ратьковский, куратор выставки: 

Борис Крейцер — петербургский интеллигент, уникальная личность, один из немногих представителей двух Авангардов: и Оттепели, и эпохи революционного натиска 1920-30-х. Он один из ключевых художников книги 1960-х, оформивший более сотни разных работ: детских и театральных книг, прозы, поэзии, сборников о кино и в целом об искусстве. Он никогда не ограничивался одним жанром, использовал свой уникальный графический язык. Свой путь художника книги он начал в «Детгизе» в 1920-е под руководством Владимира Лебедева. Опыт «Детгиза» отразился и на его работах 60-х годов. Они отличаются неутомимостью, устремлением к четкости, яркостью высказывания, фантазийностью, остротой, контрастностью. 

Георгий Ратьковский — дизайнер, соавтор книги Владимира Кричевского «Графические знаки Оттепели», исследователь творчества Бориса Крейцера. 

«Май Митурич. В поисках удивлений».
Куратор: ЦИО

В другом зале – камерный проект, представляющий графические листы и путевые дневники Мая Петровича Митурича. В шестидесятые годы Митурич много путешествовал со своими друзьями и коллегами: художником Иваном Бруни и писателем Геннадием Снегиревым. Тува, Камчатка, Сахалин, Саяны, Енисей, Командорские острова — где бы он ни оказывался, он внимательно вглядывался в быт и природу и фиксировал это в своих заметках и дневниках. Наблюдения, сделанные в путешествии, часто ложились в основу его ныне знаменитых книжных иллюстраций: так, его литографии с эвкалиптовыми и банановыми рощами впоследствии стали тропиками на страницах «Маугли». Выставка приглашает проследить за тем, как художник работает режиссером монтажа – отбирает и упорядочивает свои наброски, решая, каким из них предстоит стать литографией или иллюстрацией.   В этом зале практически нет цвета — это редкая встреча с графическим наследием Митурича. В экспозиции — путевые блокноты-скетчбуки, артефакты из путешествий, шелкография и рисунки тушью, а также фотографии и воспоминания самого Митурича и его дочери Веры Хлебниковой.

Экспозиция — приквел выставки «О-картинки. Детская иллюстрированная книга Оттепели», которую до 5 марта еще можно увидеть в Центре Вознесенского. В рамках этой экспозиции представлены цветные работы Мая Митурича из детских книг 1960-х, разительно отличающиеся от графических листов из грядущей выставки. 

В последнем зале ЦИО также остается архив писательницы и художницы Ирины Пивоваровой, автора повестей «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 „А“», «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», «Старичок в клетчатых брюках» и многих других. В советское время по стихотворениям Пивоваровой были сняты мультфильмы «Жирафа и очки», «Одна лошадка белая», она же написала сценарий мультфильмов «Бим, Бам, Бом и волк», «Жирафа и очки». Выставка объединяет частные документы, рукописи и рисунки Ирины, а также работы Виктора Пивоварова, художника детской книги и представителя «московского концептуализма», создавшего иллюстрации для нескольких сборников писательницы. Архив впервые показывается публично.

Подробности о первых эпизодах проекта

Центр исследований Оттепели (ЦИО) — платформа, объединяющая историков, культурологов, кураторов и специалистов из разных областей знания, занимающихся исследованиями периода советской культуры, который принято называть Оттепелью. В планах ЦИО — выставочная, издательская и образовательная деятельность, направленная на изучение новых и малоизвестных сюжетов 5060-х годов ХХ века. ЦИО запущен Центром Вознесенского в 2022 году. 

Первый проект ЦИО —  выставка, состоящая из последовательно сменяющихся эпизодов, которые презентуют направления деятельности и первые результаты работы центра. Экспозиция исследует сюжеты, оставшиеся за скобками ее упрощенного описания, размышляет о пост- и контроттепельных сюжетах. 

Если Вы профессионально занимаетесь дизайном, Центр Вознесенского будет рад организовать Вам специальную кураторскую экскурсию по экспозиции. Для этого напишите по адресу: pr@aav.center. 

В рамках выставки в Центре Вознесенского проходит сопроводительная программа, среди событий: лекции, кураторские экскурсии и многое другое. Подробное расписание событий — на сайте ЦВ.

Работы и материалы для выставки предоставляют: Музей истории ГУЛАГа, Галеев-Галерея, а также частные коллекции Василия Полякова, Георгия Ратьковского, Веры Митурич-Хлебниковой, Павла Пепперштейна. 

Поделиться:

473 дня назад
7 марта 2023 19:00–21:00

Москва
Большая Ордынка, 46, стр. 3
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов