III эпизод выставки «Центр исследований Оттепели» (ЦИО) посвящен миру детской иллюстрированной книги и музыке Оттепели и, как и первые два, делится на три разные экспозиции по залам. В первом расположена коллекция детских иллюстрированных книг, собранная кураторами ЦИО. Во втором — архив художницы и писательницы Ирины Пивоваровой, одного из главных детских иллюстраторов Оттепели. В третьем зале куратор, музыкальный журналист Денис Бояринов показывает коллекцию виниловых пластинок 1960-х. Там же впервые представлен архив Андрея Крюкова — главного художника «Прографики» и автора множества знаменитых советских логотипов.
1. «О-картинки. Детская иллюстрированная книга Оттепели». Куратор: ЦИО
Первый зал презентует детские книги-картинки Оттепели — издания, сильно повлиявшие на советскую иллюстрацию второй половины ХХ века. В отличие от взрослой литературы, они собирали на своих страницах лучших представителей официальной и неофициальной культуры СССР. Среди них: Хаим Аврутис, Михаил Беломлинский, Эрик Булатов, Олег Васильев, Юрий Зальцман, Илья Кабаков, Май Митурич, Виктор Пивоваров, Виталий Стацинский, Вадим Сушко и многие другие художники и поэты. В детской иллюстрации художники обладали большей свободой творчества, чем в других видах искусства, а потому почти все они хотя бы раз работали над детскими книгами. В рамках экспозиции первого зала ЦИО также представит работы региональных художников из Казани, Самары, Магадана и других городов.
2. «Сонный хоровод. Архив Ирины Пивоваровой». Куратор: ЦИО
Во втором зале ЦИО представляет архив писательницы и художницы Ирины Пивоваровой, автора повестей «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 „А“», «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», «Старичок в клетчатых брюках» и многих других. В советское время по стихотворениям Пивоваровой были сняты мультфильмы «Жирафа и очки», «Одна лошадка белая», она же написала сценарий мультфильмов «Бим, Бам, Бом и волк», «Жирафа и очки». Выставка объединит частные документы, рукописи и рисунки Ирины, а также работы Виктора Пивоварова, художника детской книги и представителя «московского концептуализма», создавшего иллюстрации для нескольких сборников писательницы. Архив впервые будет показан публично.
3. Выставка «Пластинка и конверт. Дизайн и музыка Оттепели» и архив Андрея Крюкова. Кураторы: Денис Бояринов, ЦИО
В третьем зале ЦИО совместно с музыкальным критиком Денисом Бояриновым презентуют проект, соединяющий музыку и обложки виниловых пластинок 60-х с архивом Андрея Крюкова — главного художника «Прографики», дизайнера издательства «Музыка» и автора логотипов фирмы «Мелодия», лотереи «Спортлото», фабрики «Восход», создателя проекта вывесок для проспекта Калинина (нынешнего Нового Арбата) и других знаменитых эмблем. Денис Бояринов предлагает проследить, как менялись дизайн обложек и аранжировки советской эстрадной музыки 60-х, открывшейся новым влиянием и ориентирам.
Денис Бояринов, куратор выставки:
1960-е — это десятилетие, на которое пришелся расцвет послевоенного мира в XX-м веке. Культурная Оттепель, наступившая в Советском Союзе после смерти Иосифа Сталина, продлилась недолго, но оставила значительный и не до конца изученный след в истории нашей страны. Прорыв в новых технологиях записи и распространения звука, пришедшийся на 60-е, привел к фундаментальным изменениям в поп-культуре — фактически к музыкальной революции, к появлению новых стилей и новых кумиров, в том числе и в нашей стране. За этот яркий период отечественная музыка резко поменяла свои ориентиры и установки, восприняв большое количество зарубежных явлений и породив немало оригинальных феноменов. На примере обложек и конвертов пластинок 1960-х мы попробуем не только рассказать об истории грамзаписи в нашей стране и о том, как в ней появились поп-музыка и дизайн, но и коснуться тем более глобальных — изменения нашего общества и культуры в эту эпоху развития наук, искусств, социальных концепций и гуманитарных знаний.
Подробнее о первых эпизодах выставки
Центр исследований Оттепели (ЦИО) — платформа, объединяющая историков, культурологов, кураторов и специалистов из разных областей знания, занимающихся исследованиями периода советской культуры, который принято называть Оттепелью. В планах ЦИО — выставочная, издательская и образовательная деятельность, направленная на изучение новых и малоизвестных сюжетов 50–60-х годов ХХ века. ЦИО запущен Центром Вознесенского в 2022 году.
Первый проект ЦИО — выставка, состоящая из последовательно сменяющихся эпизодов, которые презентуют направления деятельности и первые результаты работы центра. Экспозиция исследует сюжеты, оставшиеся за скобками ее упрощенного описания, размышляет о пост- и контроттепельных сюжетах.
Если Вы профессионально занимаетесь дизайном, Центр Вознесенского будет рад организовать Вам специальную кураторскую экскурсию по экспозиции. Для этого напишите по адресу: pr@aav.center.
В рамках выставки в Центре Вознесенского проходит сопроводительная программа, среди событий: лекции, кураторские экскурсии и многое другое. Подробное расписание событий — на сайте ЦВ.
Работы и материалы для выставки предоставляют: Денис Бояринов, Наталья Кириченко, Вадим Гинзбург, галерея «Ковчег», Павел Пепперштейн, Центр Вознесенского, Российская государственная библиотека для молодёжи.
Дизайн экспозиции: Анна Наумова, Кирилл Благодатских.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.