Спектакль «РыСи»

16 декабря в 19:00 в Музее Москвы пройдет показ спектакля «РыСи», созданного в рамках Лаборатории Центра Вознесенского «Театр vs Текст». В 2022 спектакль вошел в лонг-лист «Золотой Маски» и был номинирован на Премию Сергея Курехина.

Искусство и культура Театры 12+

Театральный проект основан на творчестве двух малоизученных авторов — трансфуристов Ры Никоновой (она же Анна Таршис) и Сергея Сигея (Сигов). Спектакль «РыСи», как и другие проекты Лаборатории, отталкивается от необычных текстов, в которых заложен потенциал для неординарных театральных решений.

 Себя и близких поэтов Ры Никонова и Сергей Сигей называли трансфуристами — от слов «футуризм» (они считали футуристов своими предшественниками) и «транспонирование», которое обозначало центральную идею их творчества: перевод существующего произведения (текстового или визуального) в другую тональность. Транспонировать — значит разобрать текст на части, чтобы выстроить совершенно новое, причудливое и удивляющее аудиовизуальное произведение. Эта практика одновременно отталкивается от экспериментов футуристов и напоминает распространившуюся значительно позднее практику блэкаута, когда чужой текст становится для поэта строительным материалом. Большинство собственных текстов и текстов других современных поэтов Ры и Сергей публиковали в журнале «Транспонанс», который они самостоятельно издавали с 1979 по 1987 год. Со временем «Транспонанс» объединил вокруг себя фактически все ведущие силы экспериментального искусства Ленинграда и Москвы. Журнал позиционировался как логическое продолжение и развитие линии исторического авангарда, в первую очередь русского футуризма.

Спектакль «РыСи» — это, с одной стороны, разбор забытой авангардной поэзии 1970-х, явно или опосредованно повлиявшей на развитие современной поэзии. С другой — попытка применить методы трансфуристов к их собственным текстам, разъять их и создать нечто новое. К поэзии трансфуристов театральное приближение происходит через литературоведческий материал, в который погрузились авторы «РыСи», поэтому спектакль начинается как обычная лекция. Далее, по ходу действия, приближение осуществляется через перформативные практики — через попытку воспроизведения их перформансов. И заканчивается исполнением нового, посвященного Никоновой и Сигею, произведения — классического текста Мифа об Орфее и Эвридике на оригинальную, написанную для проекта, музыку Анны Поспеловой.

Творчество трансфуристов привлекает авторов «РыСи» многосоставностью. Это делает его современным, хотя своими корнями оно и уходит к поэзии Крученых, Хлебникова и других авангардных поэтов. В их текстах сочетается поэзия, графика и музыка, так что визуальное отображение текста диктует его ритм и способ восприятия. Это не просто поэзия, это еще и визуальное искусство.  

«В проекте заняты не классические драматические артисты, а исполнители, которых, скорее, мы называем перформерами. Это люди, сочетающие музыкальные возможности и возможности пластики / движения, а именно Ольга Власова и Игорь Витковский. Мы ищем адекватное выражение темы через театральный язык, который позволяет по-разному и наиболее полно взглянуть на авангардные поиски 1960-х, синтезировать разные способы выражения», — рассказывает Юлия Гирба, куратор театральных программ Центра Вознесенского.

Большое значение в проекте уделяется видеоряду, который создал видеохудожник Петр Вознесенский. Он — ученик Дмитрия Крымова, также как и художник спектакля Катя Эрдэни и режиссер Филипп Виноградов (лауреат премии «Золотая маска»). 

Пьесу специально для Центра Вознесенского написала драматург из Санкт-Петербурга, лауреат «Золотой маски» Элина Петрова. Любопытно, что Никонова и Сигей учились в Петербурге, в ЛГИТМИКе, и после учебы возвращались в город из своего родного Ейска, и многие перформансы реализовывали в тогдашнем Ленинграде, где распространялся и их знаменитый журнал «Транспонанс».

В 2021 и 2022 годах спектакль «РыСи» с успехом был показан на Мандельштамфесте в Воронеже, на фестивале «Первая Фабрика авангарда» в Иваново и на гастролях в Санкт-Петербурге, на Новой сцене Александринки.

Место проведения: Музей Москвы, 3 корпус, аудитория.

Режиссер — Филипп Виноградов

Композитор — Анна Поспелова

Драматург — Элина Петрова

Перформеры — Ольга Власова, Игорь Витковский

Продюсер и куратор проекта — Юлия Гирба

Художник — Катя Эрдэни

Видеохудожник — Петр Вознесенский

Художник по свету — Юрий Курамшин

Видеооператор — Александр Романов

Консультанты проекта — Надежда Таршис, Борис Констриктор (Санкт-Петербург)

Поделиться:

495 дней назад
16 декабря 2022 19:00–20:30

Москва
Зубовский бульвар, 2. Музей Москвы, 3 корпус, аудитория.
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить или вернуть

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов