Лекция искусствоведа Анны Романовой «Обретение современности. Модернизм в творчестве художников второго авангарда 1960-х годов»

22 октября в 16:00 искусствовед и куратор зала «Аргонавты андеграунда» Анна Романова прочитает лекцию в Центре Вознесенского в рамках параллельной программы выставки «Центр исследований Оттепели».

Искусство и культура 18+

С чего начиналось современное российское искусство? Лекция искусствоведа Анны Романовой посвящена поискам нового пластического языка в советском искусстве конца 1950х-начала 1960-х годов. Искусство Анри Матисса и Пабло Пикассо оказало огромное влияние на развитие в Советском союзе неофициального, «другого» искусства. Быстро преодолев этап «ученичества», молодые художники андеграунда выработали оригинальные пластические системы, где зачастую уже сложно было распознать первоначальный импульс модернизма.

На примере творчества Владимира Яковлева, Юло Соостера, Вадима Сидура, Анатолия Зверева, Юрия Соболева и других будет показано разнообразие взглядов и подходов к искусству западного модернизма в самом начале становления современного искусства в СССР.

Анна Романова — искусствовед, независимый куратор, автор текстов, посвященных современному искусству, театру, графическому дизайну. Окончила Российский государственный гуманитарный университет. Куратор исследовательского проекта Sobolevаrchive, посвященного творчеству Юрия Соболева и искусству второго русского авангарда 1960–1980-х годов. Лауреат X Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация» в номинации «Теория, критика, искусствознание» (2014).

До 30 октября в Центре Вознесенского открыт первый эпизод масштабного проекта — выставки-конструктора «Центр исследований Оттепели» (ЦИО). Это не просто экспозиция, но самостоятельная историко-архивная лаборатория, цель которой — заново открыть миру забытые имена графиков, дизайнеров, поэтов и других мыслителей Оттепели. Выставка представляет промежуточные результаты исследований, над которыми ЦИО продолжает трудиться.

Три эпизода проекта открываются один за другим — в сентябре, ноябре и декабре 2022 года. Каждый эпизод состоит из нескольких выставок, над которыми работает команда ЦВ, а также приглашенные кураторы: искусствовед Анна Романова, музыкальный журналист Денис Бояринов, художник Павел Пепперштейн, сооснователь и редактор журнала и издательства «Шрифт» Рустам Габбасов, редакторы журнала «Искусство кино» Станислав Дединский и Наталья Рябчикова, а также переводчица и редактор журнала «Иностранная литература» Мильда Соколова. 

Эпизод I. 22 сентября  30 октября

  • «О-стиль и графический мир Оттепели». Куратор: ЦИО
  • «Аргонавты андеграунда. Графика 1950-х  1960-х годов». Куратор: Анна Романова
  • «Завоевание московской богемы через шитье брюк». Куратор: ЦИО 

Первый эпизод складывается из трех выставок. В первом зале — экспозиция, посвященная графическому миру Оттепели. Центр исследований Оттепели отталкивается от понятия «О-Стиль», вбирающего в себя советский книжный дизайн 1956–1969 гг. Этот термин ввел в оборот исследователь Владимир Кричевский в книге «Графические знаки Оттепели». Центр представит тиражные работы известных героев «О-Стиля», вернет забытые имена выдающихся книжных графиков, а также расскажет, как тиражная графика оказалась на пересечении далеких миров длинных 60-х: андеграундного, богемного, официального, тиражного и художественно-литературного. Здесь же будет впервые показана часть архива поэта Андрея Вознесенского и Зои Богуславской. 

Во втором зале расположен кураторский проект Анны Романовой «Аргонавты андеграунда» и посвящен раннему периоду андеграунда в СССР.

Катализатором появления современного искусства в СССР (в конце 50-х – начале 60-х) стали выставки западного модернизма.

Живопись Пабло Пикассо, Анри Матисса, французского стиля informel, творчество американских абстрактных экспрессионистов оказали ключевое влияние для становления российского искусства тех лет. Однако, овладев формальными приемами кубизма, сюрреализма, абстракции и сохранив «имя», художники андеграунда произвели «пересборку» искусства модернизма, получив совершенно «другое искусство», в котором часто сложно узнать оригинальные «измы».

Художники андеграунда оказались в положении аргонавтов, которые за время своего долгого плавания в поисках Золотого Руна вынуждены были заменить все части своего корабля — «Арго», так что в итоге от него осталось только имя и форма. («Ролан Барт о Ролане Барте»).   

Третий зал показывает другие неочевидные сплетения — экспозиция выстраивается вокруг карты «Завоевание московской богемы через шитье брюк», составленной молодым Эдуардом Лимоновым. Приехав в Москву из Харькова, поэт по воле случая начал шить джинсы звездам московской художественно-поэтической интеллигенции 60-х и 70-х, благодаря чему обрел множество полезных связей. Выставка представит рукописи и графику Эдуарда Лимонова, Ирины Пивоваровой, Андрея Монастырского, Владимира Алейникова, Михаила Гробмана и Сергея Чудакова.

Второй эпизод проекта откроется 3 ноября.

Поделиться:

560 дней назад
22 октября 2022 16:00–17:30

Москва
Большая Ордынка, 46, стр. 3
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов