До 30 октября в Центре Вознесенского открыт первый эпизод масштабного проекта — выставки-конструктора «Центр исследований Оттепели» (ЦИО). Это не просто экспозиция, но самостоятельная историко-архивная лаборатория, цель которой — заново открыть миру забытые имена графиков, дизайнеров, поэтов и других мыслителей Оттепели. Выставка представляет промежуточные результаты исследований, над которыми ЦИО продолжает трудиться.
Три эпизода проекта открываются один за другим — в сентябре, ноябре и декабре 2022 года. Каждый эпизод состоит из нескольких выставок, над которыми работает команда ЦВ, а также приглашенные кураторы: искусствовед Анна Романова, музыкальный журналист Денис Бояринов, художник Павел Пепперштейн, сооснователь и редактор журнала и издательства «Шрифт» Рустам Габбасов, редакторы журнала «Искусство кино» Станислав Дединский и Наталья Рябчикова, а также переводчица и редактор журнала «Иностранная литература» Мильда Соколова.
Эпизод I. 22 сентября – 30 октября
Первый эпизод складывается из трех выставок. В первом зале — экспозиция, посвященная графическому миру Оттепели. Центр исследований Оттепели отталкивается от понятия «О-Стиль», вбирающего в себя советский книжный дизайн 1956–1969 гг. Этот термин ввел в оборот исследователь Владимир Кричевский в книге «Графические знаки Оттепели». Центр представит тиражные работы известных героев «О-Стиля», вернет забытые имена выдающихся книжных графиков, а также расскажет, как тиражная графика оказалась на пересечении далеких миров длинных 60-х: андеграундного, богемного, официального, тиражного и художественно-литературного. Здесь же будет впервые показана часть архива поэта Андрея Вознесенского и Зои Богуславской.
Во втором зале куратор и искусствовед Анна Романова представит выставку «Аргонавты андеграунда» — графику 50-х–60-х годов Анри Матисса, Пабло Пикассо, Анатолия Зверева, Стасиса Красаускаса, Евгения Кропивницкого, Юло Соостера, Юрия Соболева, Вадима Сидура, Владимира Яковлева. По мнению куратора, художники СССР, увлекшись графикой Пикассо и Матисса, занимались «ученичеством», чтобы ускоренно пройти «пропущенные» периоды модернизма. И пусть они повторяли формы и сюжеты, с которыми работали западные коллеги, им удалось создать новый, отечественный модернизм.
Третий зал покажет другие неочевидные сплетения — экспозиция выстраивается вокруг карты «Завоевание московской богемы через шитье брюк», составленной молодым Эдуардом Лимоновым. Приехав в Москву из Харькова, поэт по воле случая начал шить джинсы звездам московской художественно-поэтической интеллигенции 60-х и 70-х, благодаря чему обрел множество полезных связей. Выставка представит рукописи и графику Эдуарда Лимонова, Ирины Пивоваровой, Андрея Монастырского, Владимира Алейникова, Михаила Гробмана и Сергея Чудакова.
Эпизод II. 3 ноября – 11 декабря
II эпизод выставки представит архив дизайнера Соломона Телингатера: книжные работы, шрифты и графические изыскания 60-х — это совместный проект Центра исследований Оттепели и журнала «Шрифт». Выставка покажет утопический проект Телингатера — так называемый унифицированный, единый алфавит, который можно использовать дизайнерам, работающим с разными языками. В алфавите соединились мастерство Телингатера-дизайнера и утопические мечты его комсомольской юности.
Второй зал расскажет непарадную историю журнала «Искусство кино». Кураторы выставки «Шестидесятые. Слова и образы», киноведы Станислав Дединский и Наталья Рябчикова соединят прямую речь кинематографистов-шестидесятников, публиковавшихся в журнале, и редкие документы из редакционного архива, обложки журнала 1950-х и 1960-х годов, созданные Соломоном Телингатером, плакаты знаковых фильмов, эскизы художников и фрагменты постановочных решений этих фильмов.
Третий зал знакомит с наследием журнала «Иностранная литература»: в экспозиции также появятся обложки журнала, придуманные Соломоном Телингатером, фрагменты обширного архива иллюстраций и истории о звездных переводчиках журнала: Анне Ахматовой, Роберте Рождественском и других.
Эпизод III. 15 декабря – 22 января
III эпизод — заключительная часть экспозиции — посвящен миру детской иллюстрированной книги и музыки Оттепели.
Первый зал посвящен советским детским иллюстрированным книгам и журналам СССР. «Веселые картинки», «Мурзилка», «Костер», «Колобок» — журналы, невероятно повлиявшие на советскую иллюстрацию второй половины ХХ века и собравшие на своих страницах представителей официальной и неофициальной культуры СССР: Виктора Пивоварова, Эрика Булатова, Михаила Беломлинского, Виталия Стацинского, Олега Васильева, Ильи Кабакова, Юрия Зальцмана, Хаима Аврутиса и многих других художников и поэтов.
Во втором зале художник Павел Пепперштейн представит архив писательницы и художницы Ирины Пивоваровой. Выставка объединит частные документы, рукописи и рисунки Ирины, а также работы Виктора Пивоварова, художника детской книги и представителя «московского концептуализма», создавшего иллюстрации для нескольких сборников писательницы.
В третьем зале ЦИО совместно с музыкальным критиком Денисом Бояриновым презентуют проект, соединяющий музыку и обложки виниловых пластинок 60-х с архивом Андрея Крюкова — главного художника «Прографики», дизайнера издательства «Музыка» и автора логотипов фирмы «Мелодия», лотереи «Спортлото», фабрики «Восход», создателя проекта вывесок для проспекта Калинина (нынешнего Нового Арбата) и других знаменитых эмблем. Денис Бояринов предлагает проследить, как менялись дизайн обложек, мастеринг звука, аранжировки советской эстрадной музыки 60-х, открывшейся новым влиянием и ориентирам.
Материалы для выставки предоставили: архив Музея современного искусства «Гараж», ГМИИ им. А.С. Пушкина, Московский музей современного искусства, МВО «Манеж», Пензенский государственный краеведческий музей, Российская государственная библиотеку, Библиотека иностранной литературы, галерея «Ковчег», «Веллум», Галеев-Галерея, частные архивы Андрея Вознесенского и Зои Богуславской, Ирины Пивоваровой, Михаила Гробмана, Андрея Монастырского, Владимира Ковенацкого, Юрия Соболева, коллекции Центра Вознесенского, Нины и Вадима Гинзбургов, Даниила Духовского, Михаила Алшибая и других частных коллекций.
Центр исследований Оттепели выражает благодарность всем партнерам, а также Нине и Вадиму Гинзбургам за помощь и предоставленные оригиналы работ художников, Владимиру Кричевскому и Георгию Ратьковскому за оказанное содействие в подготовке проекта.
Дизайн экспозиции: Анна Наумова, Кирилл Благодатских
Информационные партнеры: The City, MOSNOW, АРТГИД, 1 art channel
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.