На лекции Мария расскажет о советском художественном нонконформизме, о том, как появился сам термин «нонконформизм» и что мы сегодня в него вкладываем, а также о профессиональном, социальном и ментальном портрете художника-нонконформиста.
Мария Кравцова — историк искусства, куратор, главный редактор сайта «Артгид» (artguide.com). В 2002 году окончила факультет истории искусства РГГУ. В 2008 году — участник образовательный программы Art plastique в La maison des cultures du monde (Париж). В 2010 прошла стажировку в музее MAC/VAL в Париже.
С 2002 по 2009 год — сотрудник журнала «Артхроника». С 2011 года — шеф-редактор издания по современному искусству «Артгид» (artguide.com). С 2012 года — шеф-редактор русской версии GARAGE Magazine.
Автор многочисленных публикаций в изданиях «КоммерсантЪ», «Известия», Harper’s Bazaar, Esquire, ART+AUCTION, Artpress (Франция), ArtNews (США). Редактор-составитель каталогов выставки Павла Пеппершетейна «Город Россия» (2007, Москва) и выставки Бертрана Лавье (2010, Москва). Автор отдельных глав в книгах «Художники начала века. Московское актуальное искусство. 2000–2003. XXI век» (2005, Москва) и «Русские художники на Венецианской биеннале, 1895-2013» (2013, Москва).
Лекция пройдет в рамках параллельной программы к выставке «Центр исследований Оттепели», первый эпизод которой открыт в Центре Вознесенского до 30 октября.
Эпизод I. 22 сентября – 30 октября
Первый эпизод складывается из трех выставок. В первом зале — экспозиция, посвященная графическому миру Оттепели. Центр исследований Оттепели отталкивается от понятия «О-Стиль», вбирающего в себя советский книжный дизайн 1956–1969 гг. Этот термин ввел в оборот исследователь Владимир Кричевский в книге «Графические знаки Оттепели». Центр представит тиражные работы известных героев «О-Стиля», вернет забытые имена выдающихся книжных графиков, а также расскажет, как тиражная графика оказалась на пересечении далеких миров длинных 60-х: андеграундного, богемного, официального, тиражного и художественно-литературного. Здесь же будет впервые показана часть архива поэта Андрея Вознесенского и Зои Богуславской.
Во втором зале куратор и искусствовед Анна Романова представит выставку «Аргонавты андеграунда» — графику 50-х–60-х годов Анри Матисса, Пабло Пикассо, Анатолия Зверева, Стасиса Красаускаса, Евгения Кропивницкого, Юло Соостера, Юрия Соболева, Вадима Сидура, Владимира Яковлева. По мнению куратора, художники СССР, увлекшись графикой Пикассо и Матисса, занимались «ученичеством», чтобы ускоренно пройти «пропущенные» периоды модернизма. И пусть они повторяли формы и сюжеты, с которыми работали западные коллеги, им удалось создать новый, отечественный модернизм.
Третий зал покажет другие неочевидные сплетения — экспозиция выстраивается вокруг карты «Завоевание московской богемы через шитье брюк», составленной молодым Эдуардом Лимоновым. Приехав в Москву из Харькова, поэт по воле случая начал шить джинсы звездам московской художественно-поэтической интеллигенции 60-х и 70-х, благодаря чему обрел множество полезных связей. Выставка представит рукописи и графику Эдуарда Лимонова, Ирины Пивоваровой, Андрея Монастырского, Владимира Алейникова, Михаила Гробмана и Сергея Чудакова.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.