Лекция Владимира Солоненко «Феликс-Лев Збарский и книжный дизайн Оттепели»

6 октября в 19:30 исследователь и автор книг Владимир Солоненко прочитает лекцию о Феликсе-Льве Збарском, одном из ключевых графических дизайнеров Оттепели. Событие пройдет в рамках параллельной программы к выставке «Центр исследований Оттепели».

Искусство и культура 18+

Феликс-Лев Збарский — советский и американский художник-график. Занимался иллюстрированием книг, мультипликацией, созданием карикатур, конструированием печатных изданий. В период с 1955 по 1971 год оформил 119 книг и альбомов. Был виртуозным рисовальщиком, за что получил несколько наград на Всесоюзном конкурсе искусства книги. К началу 70-х годов добился успеха, имел студию в центре Москвы, входил в круг избранных представителей советского искусства. Уехал из СССР в Израиль в 1972 году и был признан диссидентом. Вскоре улетел в США, где пробыл до конца жизни. 

В 1956 году, сразу после выпуска из университета, им были оформлены две знаковые книги того времени: «Избранные сочинения» Юрия Олеши (которого давно не издавали) и мемуары Ива Монтана «Солнцем полна голова». В них заметно стилизаторское дарование Збарского, который взял за образцы своих иллюстраций в одном случае графику самого Олеши, в другом — Рауля Дюфи. Художник с увлечением оформлял книги о театральном искусстве, драматургические сборники. Критики отмечали, что он решает иллюстрации как мизансцены, видимые из зрительного зала. Он участвовал в разработке оформления драматургических серий издательства «Искусство», подготовил там несколько книг как художник, дважды иллюстрировал сборники пьес Алексея Арбузова. Последняя книга, сделанная Збарским и вышедшая без упоминания его имени— драмы Фердинанда Брукнера.

Советский художник Сергей Бархин вспоминал о работе Збарского в издательстве «Искусство»:

«Это блистательное место было самым интеллигентным в Москве, собравшим лучших редакторов, авторов, художников, переводчиков, фотографов, ретушеров и так далее. Королем и всеобщим любимцем в „Искусстве“ был Лева, Лев Феликс Борисович Збарский — безусловно первый, лучший стиляга и плейбой Москвы и элегантнейший художник книги».

Лекция пройдет в рамках параллельной программы к выставке «Центр исследований Оттепели», первый эпизод которой открыт в Центре Вознесенского до 30 октября. ЦИО — не просто экспозиция, но самостоятельная историко-архивная лаборатория, цель которой — заново открыть миру забытые имена графиков, дизайнеров, поэтов и других мыслителей Оттепели. Выставка представляет промежуточные результаты исследований, над которыми ЦИО продолжает трудиться.

Три эпизода проекта открываются один за другим — в сентябре, ноябре и декабре 2022 года. Каждый эпизод состоит из нескольких выставок, над которыми работает команда ЦВ, а также приглашенные кураторы: искусствовед Анна Романова, музыкальный журналист Денис Бояринов, художник Павел Пепперштейн, сооснователь и редактор журнала и издательства «Шрифт» Рустам Габбасов, редакторы журнала «Искусство кино» Станислав Дединский и Наталья Рябчикова, а также переводчица и редактор журнала «Иностранная литература» Мильда Соколова. 

Эпизод I. 22 сентября  30 октября

  • «О-стиль и графический мир Оттепели». Куратор: ЦИО
  • «Завоевание московской богемы через шитье брюк». Куратор: ЦИО 
  • «Аргонавты андеграунда. Графика 1950-х  1960-х годов». Куратор: Анна Романова

Первый эпизод складывается из трех выставок. В первом зале — экспозиция, посвященная графическому миру Оттепели. Центр исследований Оттепели отталкивается от понятия «О-Стиль», вбирающего в себя советский книжный дизайн 1956–1969 гг. Этот термин ввел в оборот исследователь Владимир Кричевский в книге «Графические знаки Оттепели». Центр представит тиражные работы известных героев «О-Стиля», вернет забытые имена выдающихся книжных графиков, а также расскажет, как тиражная графика оказалась на пересечении далеких миров длинных 60-х: андеграундного, богемного, официального, тиражного и художественно-литературного. Здесь же будет впервые показана часть архива поэта Андрея Вознесенского и Зои Богуславской. 

Во втором зале куратор и искусствовед Анна Романова представит выставку «Аргонавты андеграунда» — графику 50-х–60-х годов Анри Матисса, Пабло Пикассо, Анатолия Зверева, Стасиса Красаускаса, Евгения Кропивницкого, Юло Соостера, Юрия Соболева, Вадима Сидура, Владимира Яковлева. По мнению куратора, художники СССР, увлекшись графикой Пикассо и Матисса, занимались «ученичеством», чтобы ускоренно пройти «пропущенные» периоды модернизма. И пусть они повторяли формы и сюжеты, с которыми работали западные коллеги, им удалось создать новый, отечественный модернизм.

Третий зал покажет другие неочевидные сплетения — экспозиция выстраивается вокруг карты «Завоевание московской богемы через шитье брюк», составленной молодым Эдуардом Лимоновым. Приехав в Москву из Харькова, поэт по воле случая начал шить джинсы звездам московской художественно-поэтической интеллигенции 60-х и 70-х, благодаря чему обрел множество полезных связей. Выставка представит рукописи и графику Эдуарда Лимонова, Ирины Пивоваровой, Андрея Монастырского, Владимира Алейникова, Михаила Гробмана и Сергея Чудакова.

Поделиться:

567 дней назад
6 октября 2022 19:30–21:00

Москва
Большая Ордынка, 46, стр. 3
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов