Лекция кинокритика Евгения Майзеля «Мифогенная любовь каст: тысяча и одна сказка в эпоху капитализма и шизофрении»

17 июня в 19:30 в рамках параллельной программы к выставке «Грезы о молоке. Семиотические исследования к экранизации романа “Мифогенная любовь каст”» кинокритик Евгений Майзель прочитает лекцию «Мифогенная любовь каст: тысяча и одна сказка в эпоху капитализма и шизофрении».

Искусство и культура 18+

Как связаны между собой капитализм и эпос? Какое развитие получили формы эпоса в 20 и 21 веках? В чем значение постфордизма как основы современных коммерческих эпосов? В чем особенности функционирования арт-эпосов в современных условиях? «Мифогенная любовь каст» в контексте труда Делеза и Гваттари «Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения» — обо всем этом расскажет Евгений Майзель на лекции. 

О выставке

«Грезы о молоке» — первая попытка «пространственной экранизации» романа «Мифогенная любовь каст». Пилотная серия этой киноэпопеи представлена в виде выставки, и зрителю предлагается встретиться с экспозицией как с фильмом. Произведения искусства выступают в качестве кинодекораций или монтажных листов.

Бо́льшая часть произведений, представленных в экспозиции «Грез о молоке», создана художниками специально для выставки по просьбе Павла Пепперштейна.  Каждая работа выхватывает из богатой вселенной романа отдельный сюжет или персонажа, помещает его в новый смысловой контекст. Так, зритель не просто погружается в мир книги, но и начинает смотреть на постсоветскую культуру с точки зрения ее увлеченных создателей. Яркая образность, сюжетные перипетии и гротескный символизм открывают грандиозный простор перед художниками, работающими в разных медиумах и стилях.

В начале апреля ЦВ представил тизер проекта, показав работы Рината Волигамси, Виктора Пивоварова, группы «Россия» и Владимира Сорокина, а теперь гостей ждет пилотная версия грядущего фильма.

О романе «Мифогенная любовь каст»

Можно без всякого преувеличения утверждать, что роман «Мифогенная любовь каст» Сергея Ануфриева и Павла Пепперштейна, вышедший в свет на границе девяностых и нулевых годов, произвел революцию в русскоязычной прозе и сделался культовым текстом нескольких поколений. Роман вызвал шквал различных рецензий и печатных отзывов, от максимально восторженных до крайне гневных и пренебрежительных. Авторов называли и «русскими Толкинами», и «русскими Берроузами». Одни критики утверждали, что этот роман — массив неконтролируемого бреда, другие — что это величайшее произведение, являющее собой новую «Войну и мир» на границе двух тысячелетий.

Роману действительно удалось стать образцом «мифогенности» — не счесть тех слухов и легенд, которые бродят вокруг этого эпоса. О романе написаны сотни текстов, от комических скетчей до глубоких философских трактатов. Сейчас, по прошествии более двадцати лет с момента его появления на свет, роман, с одной стороны, давно является классикой, с другой — продолжает провоцировать ожесточенные споры и дискуссии. Но большинство сходится во мнении: если в России когда-нибудь появится свой Голливуд, «Мифогенная любовь каст» сделается аналогом таких вселенных, как «DC», «Marvel» и «Game of Thrones».

Ольга Варцева, директор Центра Вознесенского:

Для Центра Вознесенского важно создавать литературоцентричные проекты, и выставка «Грезы о молоке», посвященная роману «Мифогенная любовь каст», прекрасно вписывается в эту концепцию, так как экспозиция объединяет современную литературу и искусство. Масштабность выставки позволяет рассказать о множестве художественных практик и передать мистический дух книги, похожей на большое путешествие по культурному бессознательному разных народов.

Павел Пепперштейн, куратор выставки и автор романа «Мифогенная любовь каст»:

Свобода от обсуждения (которое всем смертельно надоело благодаря интернету) является главным сокровищем данной выставки. Повествование освобождает художника от обреченности на полемику. «Мир мнений», или же, точнее, «мир обмена мнениями», является адом, и только storytelling представляет собой тропинку в рай, и, осторожно пробираясь по ее изгибам, можно выбраться из этого адского пространства. Давно уже понятно, что никакая истина в спорах не рождается, если только не считать воплощением истины такие существа, как грибы, которые действительно рождаются благодаря спорам.

Выставка носит экспериментальный характер. «Мифогенная любовь каст» предложена художникам-участникам в качестве связующего текста, хотя, конечно, этот связующий текст мог бы быть и другим. «Мифогенную любовь каст» часто называют сокращенно «МЛК». МЛК — это слово «молоко», написанное без гласных, согласно древнееврейским правилам или же согласно традиции написания текста на русских иконах. В рамках предложенной игры данный нарратив представляет собой «матрицу», то есть белоснежный материнский сок, восполняющий изначальную нехватку.

Дмитрий Хворостов, выставочный куратор Центра Вознесенского:

Роман Ануфриева и Пепперштейна «Мифогенная любовь каст» не раз вдохновлял художников на создание новых произведений искусства.

В концепции выставки мы придерживались стратегии нарративизма — художественной, кураторской методологии, согласно которой произведение искусства возникает и существует в качестве фрагмента повествования. Для меня очень интересна ситуация наличия за произведением искусства другого произведения искусства, в первую очередь литературного. Как художник, во многих своих работах я исхожу именно из этой стратегии последние несколько лет.

Участники выставки: Сергей Ануфриев, Андрей Бартенев, Алексей Бевза, Сергей Бугаев-Африка, Александр Виноградов, Ринат Волигамси, Кирилл Гатаван, Илья Гапонов, Елена Елагина и Игорь Макаревич, Егор Кошелев, Михаил А Крест, Ярослав Ксенофонтов, Даша Кузнецова, Александр Мареев, Евгений Митта, Николай Панитков, Павел Пепперштейн, Вова Перкин, Виктор Пивоваров, Даша Правда, Геннадий Пылин, арт-группа «ППСС», Иван Разумов, арт-группа «Россия», Леонид Ротарь, Владимир Сорокин, Герман Титов, Андрей Филиппов, Саша Фролова, Ильгизар Хасанов, Федор Хиросигэ, Дмитрий Шабалин, Полина Шкапина, Елена Шмакова.

Павел Пепперштейн — художник, писатель, теоретик искусства, критик, кинорежиссер. Автор термина «психоделический реализм». Один из создателей художественной группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”».

В рамках выставки пройдет публичная программа, которая в ближайшее время будет анонсирована на сайте Центра и в соцсетях. Среди событий — лекции про медгерменевтов и концептуалистов, перформансы, экскурсии и читки отрывков романа.

При участии Фонда поддержки современного искусства «СФЕРА», галереи 11.12, галереи OVCHARENKO и издательства «Альпина», фонда Maximilian Art Foundation, арт-галереи K35 Space, Krokin Gallery и собрания Е. К. АртБюро. 

Билет на лекцию включает бесплатное посещение выставки.

Поделиться:

650 дней назад
17 июня 2022 19:30–21:30

Москва
Большая Ордынка, 46, стр. 3
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить или вернуть

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов