Премьера спектакля «Первый ряд»

24 марта в 19:30 во Всемирный день борьбы с туберкулезом Центр Вознесенского покажет премьеру междисциплинарного группового проекта «Первый ряд» о жизни во время и после туберкулеза в России.

Театры 18+

В основе спектакля — документальный материал,  который появился в результате диалога актрисы из Санкт-Петербурга Анны Некрасовой и художницы из Москвы Полины Синяткиной с режиссером Еленой Смородиновой, драматургом Юрием Клавдиевым, художницей Василиной Харламовой и композитором Кириллом Широковым.

«Первый ряд» — это борьба со стигмой и рефлексия над приобретенным опытом участниц спектакля, полученного ими во время их лечения и выздоровления. И это —  существенный вклад в популяризацию знаний о способах диагностики и борьбы с туберкулезом. Для Центра Вознесенского это не первый опыт работы со свидетельским материалом — в 2020 году Центр организовал проект «Одной крови» о стигматизации СПИДа. Сейчас, используя возможности  свидетельского театра, ЦВ снова работает на стыке искусства и социального опыта. 

«Первый ряд» — так называют группу препаратов для лечения классического туберкулёза, такого, каким болел Чехов, герои «Дамы с камелиями» Дюма, «Трех товарищей» Ремарка и «Волшебной горы» Манна. Однако в их времена не существовало такой химиотерапии для лечения болезни, которая доступна сегодня. Тем не менее до сегодняшнего дня в российском обществе туберкулез — одна из самых замалчиваемых тем. В 2021 году, когда начиналась работа над проектом, люди гораздо больше знали о коронавирусе и о том, как от него защититься, чем о том, как вести себя с любимым человеком, больным туберкулезом.

Пьесу «Первый ряд» Юрий Клавдиев, живой классик новой драмы, написал на основе интервью и воспоминаний художницы Полины Синяткиной и актрисы Анны Некрасовой. 

В России пациенты, проходящие лечение от туберкулеза, длительное время находятся в больнице. Обе героини проекта проходили лечение в 2015/2016 годах. Полина жила в палате No12, Анна — No13. Их общение и воспоминания — своего рода «каникулы по обмену», только пугающие. Зрители видят дуэт исполнительниц — актрису и художницу — с принципиально разным бэкграундом в сфере искусства, но со схожим жизненным опытом. Обмен опытом, архивация воспоминаний героинь стала основной частью работы по подготовке спектакля.

Композитор Кирилл Широков специально для проекта написал музыку и создал ткань вокальных импровизаций. Временная организация перформанса подчинена статистике смертности от туберкулеза. 

Пьеса «Первый ряд» была создана в ходе резиденции «Переделкино», 29 августа  2021 года там же был показан эскиз спектакля. 

Режиссер Елена Смородинова:

Мы задумали этот спектакль еще давно, сейчас непросто доделывать проекты, задуманные до 24 февраля, — но мы решили все-таки показать эту работу, ведь она о том, как пережить катастрофу, в которой окружающие тебя же и винят.

Наш проект — это разговор не только о туберкулезе, но и о страхе смерти и возможном способе преодоления этого страха. Мы говорим о том, что туберкулез излечим, о том, что  информация (и сочувствие) может помочь в борьбе с ним. А театр как одно из мест, где формируется доверие,  создает новые способы поддержки в ситуации проживания болезни. Кроме того, этот театральный проект — еще один шаг на пути дестигматизации заболеваний, ассоциирующихся с социальным неблагополучием. Премьера в Центре Вознесенского символично проходит 24 марта, во Всемирный день борьбы с туберкулезом. 

Инициатор проекта и актриса Анна Некрасова: 

Для меня «Первый ряд» — это в первую очередь исследование процесса, в котором фактическая сторона жизни в какой-то момент становится предметом творчества. Работая над проектом, я спрашиваю себя, когда событие, потрясшее нас, изменившее нашу жизнь, из бытового феномена превращается в источник вдохновения. Сколько нужно времени, сил, веры для того, чтобы разрушающая тебя сила стала созидательной? Возможно ли созидание без распада, если даже прямой опыт взаимодействия со смертью заставляет меня искать способы художественного выражения себя?

Команда 

Елена Смородинова — руководитель проекта, режиссер, выпускница Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова (МИР-5) и факультета журналистики РГСУ. Работает преимущественно с документальным материалом. Режиссер, продюсер и драматург документальной части сайт-специфик спектакля «Буду делать тебя звездой», в котором участвовали актрисы, пережившие опыт физического или психологического насилия во время работы в театре и кино. Режиссер инклюзивного проекта «Работа актера над…», объединяющего актеров московских театров с актерами театра глухих актеров «Недослов». Режиссер и драматург первого российского веб-спектакля «Американки», созданного по заказу Центра Вознесенского в соавторстве с режиссером из США Эндрю Фрибургом. До прихода в режиссуру работала журналистом и театральным критиком.

Анна Некрасова — инициатор проекта, актриса, перформер. В 2006 году закончила СПбГАТИ (ныне РГИСИ)  курс С. Д. Черкасского по специальности актриса театра и кино. В 2020 и 2021 годах успешно прошла курсы повышения квалификации в ГИТИСе по специальности сценических искусств. Призёр и лауреат Международных фестивалей и конкурсов (SOLO, Москва Vertical, Иерусалим, Израиль, Mono fest, Пермь и т.д.). В 2018 году основала независимую театральную компанию «Ойра-Ойра».

Полина Синяткина — художник, перформер. В 2013 году окончила МГАХИ им. Сурикова по специальности художник-живописец (монументальная живопись). С 2016 года — член и соучредитель первой глобальной сети людей, переживших туберкулез «TBpeople». Автор проекта «Вдохнуть и не дышать» (2016) — серии работ, созданных во время прохождения лечения от туберкулеза в одной из московских больниц. Проект был экспонирован более 15 раз в разных странах, в том числе в региональных противотуберкулезных диспансерах и штаб-квартире ВОЗ в Женеве. Автор проекта «Ты и Туберкулез» (2017) — книги о туберкулезе, созданной людьми, затронутыми болезнью. На данный момент книга доступна на 13 языках. В 2018 году книга была презентована на Генеральной Ассамблее ООН в Нью- Йорке, на встрече высокого уровня по туберкулезу. Сотрудничает с ВОЗ, Международной Федерацией Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Партнерством «Остановить ТБ», ТБ Альянс и др.

Василина Харламова — художник, сценограф. В 2012 окончила факультет сценографии РАТИ-ГИТИС. Создатель сценографии и костюмы к спектаклям «КОРИОЛАН.НАЧАЛО» Романа Феодори в Омской драме, «Волшебные пальцы» Романа Феодори в Красноярском ТЮЗе, «Летели качели» Ивана Комарова в ЦТМ Нижнего Новгорода и «Горка» Ивана Комарова в «Пятом театре» Омска. Была автором эскиза «Ходжа Насреддин» Тимура Бекмамбетова в лаборатории «Свияжск артель» в 2019 году. Создавала сценографию для работы Анны Закусовой «Море» на фестивале Open Look в 2016 году. Работает как художник-архитектор выставочного пространства, оформляла выставки в Доме-музее Марины Цветаевой и Мемориале. 

Юрий Клавдиев — драматург, сценарист. Многократный лауреат и режиссер читок фестивалей «Любимовка», «Новая драма», «Текстура», «Действующие лица» и пр. Автор 26 пьес, которые идут в театрах России, Америки, Германии. Пьесы изданы в России, странах Европы, Австралии. Автор сценариев к фильмам: «Все умрут, а я останусь», сериал «Школа», «Кремень». Участник драматургических лабораторий и международных проектов.

Кирилл Широков — композитор. Участвовал в проектах Венецианской биеннале, фестивалей «Klangraum 61» в Дюсельдорфе и «Underground und Improvisation», Германия; фестиваля «Форма», Москва. Сотрудничает с Московским ансамблем современной музыки, «Студией новой музыки», ансамблем «Alter Ego», Театром голоса «Ла Гол», с исполнителями Н. Пшеничниковой, С. Елиной, Э.-М. Хубен, А. Бойгером, Ш. Тутом. Участник ансамбля «the same», пост-рок дуэта «Хтоническая утрата», большого ансамбля солистов «silent music consort». В качестве композитора участвует в проектах Электротеатра Станиславский. Номинант «Золотой Маски»-2019 («Лучшая работа композитора, проект «Мельников. Документальная опера). 

Продолжительность спектакля — 45 мин. 

Поделиться:

757 дней назад
24 марта 2022 19:30–21:30

Москва
Большая Ордынка, 46, стр. 3
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить или вернуть

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов