Премьера спектакля «Рана» по роману Оксаны Васякиной

22, 23 и 24 февраля в Центре Вознесенского состоятся показы спектакля «Рана», существующего на стыке тотальной инсталляции, постдраматического театра, поэтического и аудио-визуального перформанса.

Театры

Текст пьесы создан Элиной Куликовой, которая выступила режиссером постановки, на основе автофикшн-романа современной феминистской писательницы и поэтессы Оксаны Васякиной. В качестве перформера в проекте участвует актриса, режиссер и куратор Алёна Старостина.

Спектакль «Рана» — это искренний рассказ о смерти и памяти, близости и сексуальности, любви и принятии, который будет сопровождаться необычными для театра приемами: потоками воздуха, запахами, ярким светом и взаимодействием с реальными объектами. Зрители столкнутся со знакомыми реалиями постсоветской России, с дневниками и личными документами автора одноименного романа — поэтессы и писательницы Оксаны Васякиной, кураторки Школы литературных практик и лауреатки поэтической премии «Лицей». Роман «Рана» был опубликован в издательстве «Новое Литературное Обозрение» в 2021 году. 

В ходе путешествия вместе с автором по ткани романа каждый зритель сможет получить поистине личное переживание. Режиссер и автор пьесы — Элина Куликова, театральный и оперный режиссер, художница, куратор, номинантка всероссийской национальной премии «Золотая Маска»–2021 в категории «Эксперимент». Главную и единственную роль исполнит Алёна Старостина, двукратная лауреатка премии «Золотая маска» и участница независимого театра Post. Центр Вознесенского продолжает искать новые маршруты миграции литературы на территорию современного искусства.

По сюжету романа «Рана», главная героиня везет прах матери из Волгоградской области в Сибирь, чтобы похоронить его на родине рядом с бабушкой и теткой. Она вспоминает собственное детство и осмысляет неизбежность ухода самых дорогих людей, а также свою женственность и становление. Зрители постановки отправятся в воображаемое путешествие по главным местам повествования — Волжску, Москве, Новосибирску, Астрахани, Усть-Илимску. Города и связанные с ними личные истории начнут оживать благодаря перформансам, акустике, музыке и видео. 

Весь спектакль разворачивается внутри изобретенного пространства — тотальной инсталляции, созданной специально для Центра Вознесенского. Место становится главным объектом и работает в рамках четкого тайминга и музыкальной партитуры, а вниманием зрителя управляет сопровождающий их «закадровый голос», световой и видео-дизайн. 

Каждый разворачивающийся внутри инсталляции эпизод тесно связан с драматургией проекта и тканью романа. Вместе с ней зритель проделывает собственный путь: отправляется на край темной сибирской ночи, сталкивается с ритуалом прощания, осложненным бюрократической волокитой, попадает в автобус, который следует бесконечной дорогой по холодной тайге, наконец, оказывается перед лицом горя, для выражения которого авторы спектакля нашли специальные слова и форму. Несмотря на личную историю о переживании глубокой экзистенциальной травмы, в ней, этой конкретной истории, словно в зеркале, отражается вся русская жизнь. 

Режиссер Элина Куликова: 

Для меня очень важно работать с нетрадиционными театральными текстами, написанными женщинами: дневниками, поэзией, автофикшном, экспериментальной прозой. «Рана» — одна из этих историй. Текст романа Оксаны довольно сложно представить в сценическом варианте — это огромная ответственность. Тем не менее идея пришла очень быстро, как отклик на прочитанное. В рамках постановки мы работаем с текстом, и на пространственном уровне — это очень камерный спектакль, рассчитанный на единовременное присутствие 16 зрителей. В «Ране» звучит голос артистки Алёны Старостиной — для меня сразу стало понятно, что именно она должна исполнить текст Оксаны. А пространство, куда попадает зритель — не будем раскрывать всех секретов, — станет, как мы надеемся, особенным опытом. Одна из важных идей, которая для нашей команды становится магистральной, — идея о том, что женщина есть пространство. Как и поэзия, чувственность, Родина и, наконец, смерть. Мы с этой мыслью работаем уже не как с метафорой, а как с методом. 

Писательница и поэтесса Оксана Васякина:

Когда Элина Куликова написала мне, что хочет поставить спектакль по моей книге, я была обескуражена. С одной стороны, я не могла себе представить, как можно поставить «Рану» и при этом избежать того, что принято называть «слезовыжималкой». С другой — меня не оставлял эгоистический интерес: я читала профессиональные и читательские рецензии на книгу и видела, как книга откликается у тех, кто мыслит текстом в его сухом взводе. Театральная постановка — это результат вдумчивого чтения и перекодировка литературного пространства в материальный объект и партитуру. Наверное, подумала я, это возможность для меня самой прочитать текст-по новому.  Прочитать телом, ведь книга — о теле.

Куратор театральной программы Центра Вознесенского Юлия Гирба:

Лаборатория «Театр vs Текст» продолжается. Закономерно, что важнейший текст романа «Рана» испытывает театром именно Элина Куликова и что происходит это испытание в Центре Вознесенского, где есть место для поиска. Роман-исповедь, роман-некролог, роман-травелог будет представлен в нетеатральном пространстве Черного кабинета режиссером, которая работает на стыке театра и современного искусства очень убедительно. Первый ее лабораторный опыт в Центре по дневникам Джармена «Современная природа» тому подтверждение. Текст романа Оксаны Васякиной, беспрецедентный по силе и смелости личностного высказывания, – рубеж в исследовании и описании человеческого опыта, дает, как нам кажется, неожиданные возможности новому неконвенциональному театру.

Сценический текст был написан Элиной Куликовой вместе с Оксаной Васякиной во время тематической резиденции «Травма» в Доме творчества Переделкино в декабре 2021. 

Спектакль «Рана»

по роману поэтессы Оксаны Васякиной 

в рамках лаборатории «Театр vs Текст»

Режиссер-постановщик, драматург — Элина Куликова

Исполнительница — Алёна Старостина

Саунд-художник — Дима Ефремов

Художник-сценограф — Анна Комарова

Видео-анимация — Настя Кодрина

Продюсер — куратор театральной программы Центра Вознесенского Юлия Гирба

Продолжительность спектакля — 1 час. 

Вход в зал осуществляется при предъявлении QR-кода, ПЦР или экспресс-теста.

Создатели спектакля: 

Оксана Васякина — поэтесса, писательница, кураторка Школы литературных практик на базе московской Высшей школы социальных и экономических наук. Окончила Литературный институт имени Горького, училась в школе перформанса PYR FYR (мастерская Лизы Морозовой). Лауреатка первой степени премии «Лицей». Ее дебютная книга «Женская проза» вышла в 2016 году, вторая — самиздатский сборник «Ветер ярости» — была выпущена в 2017 году. В 2019 году издательство «АСТ» опубликовало третью книгу Васякиной: она включила в себя «Ветер ярости» и была дополнена интервью с журналисткой Екатериной Писаревой и несколькими поэтическими циклами. 

Элина Куликова — театральный и оперный режиссер, художница, куратор. Номинантка всероссийской национальной премии «Золотая Маска»–2021 в категории «Эксперимент». Создает спектакли, испытывающие границы театра: проекты для одного зрителя и иммерсивные постановки, сайт-специфик, процессуальные и диджитал-перформансы. Бакалавр факультета Свободных искусств и наук СПбГУ, а также BARD COLLEGE (NY,USA). Участница международных фестивалей искусств («Точка Доступа», «Арт-проспект»); автор спектаклей для Центра им. Мейерхольда, Театра Наций, Центра Вознесенского и многих других. 

Алёна Старостина — актриса, режиссер, куратор, постоянная участница независимого театра Post (Санкт-Петербург). Выпускница актерско-режиссерской мастерской Льва Додина. Двукратная лауреатка всероссийской национальной премии «Золотая Маска» в категории «Эксперимент» за работы театра Post; в 2021 году номинирована на премию в качестве лучшего режиссера малой формы за совместную работу с Дмитрием Волкостреловым над спектаклем «Комитет грустящего Божества» по пьесе Павла Пряжко. 

Дима Ефремов — саунд-художник, композитор, перформер, режиссер. Резидент мастерских Гаража 2021–2022. Участник Kalv-festival в Швеции, Impuls-academy в Граце, участник международной академии композиторов в г. Чайковском. В конце 2020-го вошел в список The Blueprint 100 в идентичности академического композитора. Соавтор подкаста «Что они делают?» об актуальных процессах в российском перформансе. 

Анна Комарова — художница и сценограф. В 2018–2021 году училась по специальности «Сценография» в Школе-студии МХАТ. В 2021 году — участник выставок «Живое вещество», «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России» (ГТГ), спецпроекта «Обнять и плакать» VI Уральской индустриальной биеннале. В 2020 — участник Лаборатории Звука (КЦ ЗИЛ) и резиденции «Барабан отдыхает», победитель выставки молодых сценографов в рамках фестиваля «Твой шанс» (Боярские палаты СТД РФ).

Лаборатория «Театр vs Текст» — долгосрочный проект Центра Вознесенского, направленный на изучение новых путей взаимодействия текста и театра и сценическое воплощение произведений, далеких от привычного понимания драматического. 

Поделиться:

Серия событий
Последнее прошло 24 февраля в 20:30

Москва
Большая Ордынка, 46, стр. 3
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить или вернуть

Поделиться:

Есть вопросы?

Напишите нам, и мы обязательно вам ответим. Много интересного уже есть в нашей базе знаний.

Участник Организатор

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов