Пьеса стала открытием фестиваля современной драматургии «Любимовка». Спектакль рассказывает о социалистической гонке, в которую были втянуты коренные народы ханты и манси, и колонизации их культуры. Режиссер, композитор и художник — Александр Кудряшов, актеры — Марина Ганах и Джан Бадмаев.
Для зрителей старше 16 лет.
Спектакль «ШОП» — это высказывание о правде и пропаганде, колонизации и тоталитаризме. В основу пьесы Алексея Житковского легли фрагменты материалов двух тысяч номеров газеты «Ханты Манчи Шоп», которая издавалась в городе Остяко-Вогульск (ныне Ханты-Мансийск).
Алексей смонтировал фрагменты из номеров газеты 1931-1941 годов в единый текст. В основу легли статьи, лозунги, заметки и стихи — они призывают к трудовым подвигам, рассказывают о ведении быта и борьбе с врагами советского общества. Пьеса показывает, как работают механизмы властного языка, и отражает мир коренных народов, который разрушила коллективизация.
«На русский язык название газеты переводится как “Правда”. Это страшная газета. И она действительно — ПРАВДА. Я прочитал все выпуски с 1931 по 1941 год, год когда началась война. Все, что я узнал, — разорвало мой периметр знаний о месте, где я живу, и о себе. В ХМАО — культ нефти, комсомола, молодости. Мы ведем отсчет своих дней с 60-х, когда пробурили первую скважину, началась Золотая Лихорадка. Но там, в глубине XX века есть другой Ханты-Мансийский округ. Страшный, пугающий и прекрасный. О нем и хочется говорить», — признается драматург Алексей Житковский.
Режиссер Александр Кудряшов нашел верный сценический язык для того, чтобы показать жесткую реальность загнанных людей, вынужденных подчиниться государственному диктату.
Герои спектакля будто участвуют в странном спортивном соревновании. Их соревнование — это метафора социалистической гонки. Происходящее с героями — это аллегория отношений не только человека и власти, но и всей культуры ханты-манси и советской идеи.
«Именно сейчас мы можем оценить масштаб воздействия колонизации XX века в СССР, которая была ничем иным, как колонизацией малых народов, а в нашем случае, пьесе Алексея Житковского, — народов Западной Сибири. Мы видим вырождение малых культур и языка, и даже описывая этот феномен, мне приходится употреблять словосочетание “малый народ”, как будто есть какой-то “большой” », — говорит режиссер Александр Кудряшов.
«Для создания третьего эскиза нашей Лаборатории мы пригласили режиссера Александра Кудряшова. Вместе мы приняли отважное решение – работать с уникальным текстом, который вряд ли может быть поставлен в традиционном стационарном репертуарном театре, так как он весь построен на архивных газетных публикациях. Александр Кудряшов – один из немногих режиссеров, последовательно и увлеченно исследующих документальные тексты, умеющий зажечь ими артистов и увлечь публику. В последнее время его работы связаны с постколониализмом, например, спектакль “Республика” в Этнотеатре. Поэтому работа над эскизом ШОП для Центра Вознесенского – важное исследование с оттенком исторического и театрально-эстетического приключения», — комментирует Юлия Гирба, куратор театральной программы Центра Вознесенского.
О создателях спектакля:
Алексей Житковский — драматург, сценарист. Победитель и финалист крупнейших конкурсов и фестивалей драматургии — фестиваля молодой драматургии «Любимовка», «Действующие лица», «Первая читка», «Авторская сцена», лауреат Первой премии международного конкурсе драматургов «Евразия» и других. В 2018 году пьеса «Горка» была признана пьесой года на конкурсе современной драматургии «Кульминация».
Александр Кудряшов — режиссер, работает как с независимыми, так и с государственными театрами. Среди его работ, такие как «После чудес» совместно с Екатериной Августеняк, «Взрослые снаружи» Театра.doc и др.
Юлия Гирба — театровед, куратор театральных программ Центра Вознесенского.
Арпад Валдаж — лингвист, консультант по языку манси.
Об актерах:
Марина Ганах — актриса. Окончила режиссерский факультет ГИТИСа актерский МШНК. Играет в Театре.doc, Центре им. Мейерхольда, Театральной компании Александра Кудряшова, Технотеатре и в независимых проектах.
Джан Бадмаев — актер, выпускник ГИТИСа. Играл в популярных телевизионных сериалах и фильмах, а также в спектаклях Театр.doc, «Театра наций» и других театров.
В рамках лаборатории «Театр vs Текст»
Лаборатория «Театр vs Текст» — долгосрочный проект Центра Вознесенского, направленный на изучение новых путей взаимодействия текста и театра и сценическое воплощение произведений, далеких от привычного понимания драматического. В планах лаборатории работа с экспериментальными пьесами современных драматургов и изначально «не театральными» текстами — дневниками, прозой, стихами и автобиографическими форматами.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.