Античность и Возрождение подарили литературе произведения, в которых разговор о смерти и загробной жизни неразрывно связан с образом утерянной любви: певец Орфей, герой мифа и поэм Вергилия и Овидия, спускается в Аид в поисках Эвридики, а Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» проходит путь сквозь ад и чистилище к Беатриче.
Орфей (и отчасти — Данте) не страшится смерти перед лицом любви, и в этой жертвенности отказывается от собственной маскулинности, ставя другого (другую) выше себя. В то же время, погружение героя в потустороннюю реальность вызвано переживанием неудовлетворенного желания, обращенного к женщине. Это вынуждает ее занять роль ценного объекта в «мужской» игре по поиску истины, укрепив патриархальную модель, согласно которой женщина не имеет собственного голоса, а может быть лишь воспета мужчинами — поэтами, писателями, художниками или драматургами.
Кети Чухров даст интерпретацию сюжетам об Орфее и Эвридике и Данте и Беатриче с позиций гендерной теории и психоанализа. Исследовательница расскажет о двоякой гендерной модели Орфея, скорби как феминной практике и поспорит с Жаком Лаканом.
Павел Арсеньев в свою очередь затронет специфику отношений полов с материальностью означающего, взяв за основу несколько интерпретаций мифа об Орфее уже из XX века. Так, фильм близкого к сюрреалистам поэта и режиссера Жана Кокто обращается к этой знаковой для поэтического ремесла фигуре и исследует его поведение в новой на тот момент медиа-технической среде (печатная машинка, радио, кино, телефон), опосредующей не только отношения субъекта с процедурами записи и трансляции сигнала, но и определяющими отношения обратимости гендерных ролей.
В дискуссии двух поэтов и исследователей будут предложены векторы размышлений о том, в каком техно-информационном окружении разворачиваются сегодня отношения полов с означающим, и как оно определяет различные гендерные модели.
Об участниках:
Кети Чухров — доктор философских наук, доцент Школы философии и Культурологии НИУ ВШЭ, исследователь искусства, драматург и поэт. Автор работ по философии современного искусства, теории перформативности, советской философии марксизма и критике постгуманизма. Член редсовета журнала [Транслит], стипендиат фонда Мари Кюри.
Павел Арсеньев — текстовый художник, историк литературы и науки, лауреат Премии Андрея Белого, докторант Университета Женевы. Главный редактор журнала [Транслит] и преподаватель Московской школы новой литературы (курс «Далековатые сближения: история литературы и эмпирической науки»).
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.